Виктор ЧУМАК, журналист
Есть такое крылатое выражение: «Сизифов труд». Согласно древнегреческой легенде, Сизиф в наказание за земные грехи был в загробном мире приговорен богами выкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, возвращался вниз, и все приходилось начинать сначала. Это был бесконечный и бесплодный труд.
Я каждый раз вспоминаю эту фразу, когда думаю о творчестве журналиста. Вот он оперативно собирает факты для написания критической статьи—беседует с людьми, перезванивает им, сопоставляет мнения, обращается за комментарием к специалистам, проверяет логику изложения, уточняет со словарем отдельные фразы и слова, придумывает заголовок,--словом, тратит много времени и сил, чтобы довести свой материал до профессионального уровня, а в итоге—бац!—одним статья понравилась, другим не понравилась (а кто любит критику?), «обиженные» звонят по телефону или приходят в редакцию и без всяких аргументов оскорбляют автора, угрожает ему судом.
Своя специфика работы, причем не менее сложная, у телевизионщиков и корреспондентов Интернет-изданий.
В любом случае старания угодить всем окажутся напрасными. Камень покатится вниз с вершины горы к ее подножью.
А время не ждет. События и просьбы читателей заняться их проблемами заставляют журналиста встряхнуться и снова идти на Сизифов «подвиг».
И так изо дня в день. Практически без выходных. Потому что жизнь города остановить невозможно, и, следовательно, труд журналиста нельзя измерять по принципу «от сих до сих»--скажем, с восьми утра до семнадцати. Как раз наоборот: часто вечером мероприятия только начинаются, и у корреспондента остается мало времени до утра, чтобы успеть сдать репортаж в номер.
И вот пашешь, пашешь, мучаешься, мучаешься, отодвигаешь на второй план семейные заботы, стремишься сделать что-то лучше других и заслужить уважение читателя, а он, получив очередной номер газеты или зайдя на сайт в Интернете, обращает внимание на пропущенную запятую, стыдит за перекрученную цифру (говорит, например: если бы бухгалтер дописала лишний ноль в отчетном документе, против нее возбудили бы уголовное производство, а вам все сходит с рук).
Читатель, конечно, прав. И он с каждым годом становится образованнее. Во время последней выборной кампании ко мне подошел приятель и, окинув взглядом палатки, из которых раздавали бесплатные газеты, сказал: «Надоела эта пропаганда, я соскучился по журналистике». Чувствуете, как глубоко стал мыслить читатель. И работники всех изданий должны это учитывать. Как и многое другое полезное, что нам советуют.
К сожалению, у нас очень бедная страна. Мы не можем прийти в магазин и сказать: дайте мне хлеб бесплатно; или: сделайте мне скидку--я пенсионер. В жизни за все надо платить. Наше государство не социальное, оно не может себе позволить быть таковым. И производство нашей газеты, равно как и Интернет-издания (бумага, компьютеры, телекамеры, печать, услуги почты, электроэнергия, вода, тепло, доставка газеты из Запорожья—в Никополе ведь типографии не стало) обходится дорого.
Так что давайте учитывать обоюдные интересы: мы будем изо всех сил катить камень на вершину горы, а вы читать и смотреть наши репортажи с места события.
3 комментария