…Жил себе в нашем городе человек, пока не отошел в мир своих праотцов. Его имя – Виктор Игнатьевич Биллера (Вітомир) – хорошо знакомо всем, кто не равнодушен к творениям рук народных умельцев Никопольщины. Резьба по дереву, выполненная руками Мастера, притягивала взоры, удивляла необычайным сочетанием простоты, утонченности и глубоких национальных духовных истоков. Он был участником выставок работ народных умельцев, сопровождающих многочисленные городские и региональные праздники. Его приглашали на серьезные научные конференции.
Он нес свое творчество в люди, но никогда не стремился к известности и почитанию. Он был особенным человеком: со своей твердой позицией и убеждениями, не всеми любим и не всегда обласкан вниманием. А главное – он жил и творил, четко осознавая ту миссию, с которой пришел в этот мир и которой служил до последнего дыхания.
Удивительное дело – журналистские блокноты. Они знают, что и когда выдать «на гора» (простите за донбасский горняцкий сленг), даже если хранит свои информационные запасы долгие годы. Вот и ныне: когда узнала об уходе Мастера и стала думать о том, где бы почерпнуть о нем информацию – сказать хотя бы несколько добрых слов на прощание – как тут же в одном из старых ежедневников наткнулась на записи давнего интервью с Виктором Биллерой. К сожалению, тогда оно так и не увидело свет. А может, так и надо было, чтобы его лучше услышали? Ведь так уж водится, что по-настоящему ценить творцов мы начинает только после их ухода.
Интервью было недолгим. Но, может, главное и умещается в несколько искренних фраз? Вот что он рассказал мне тогда, во время нашего короткого разговора.
Родом Виктор Биллера с юга Херсонской области, из села Каланчак. Того самого, в котором родился известный «караокщик» Игорь Кондратюк. Еще с детства он испытывал тягу к резьбе, сам мастерил себе игрушки: фигурки, оружие… Конечно же, главной из них была сабля. Мальчик никогда не видел настоящей – только на рисунках. Но выстроганная им, она точно соответствовала оригиналу! «Где взял образец?» – спрашивали у него. «Из космоса!» – отвечал он.
Точно так же, по наитию, впоследствии он творил многочисленные свои работы. Он считал себя аматором, поскольку нигде не учился (по профессии был строителем), но всю жизнь работал с деревом. Причем, и инструменты тоже делал себе сам!
Мастерская его была на даче, в садах «Дружба». Именно там, среди зеленых крон, рождались его работы. Они не были простыми деревянными изделиями, поскольку всегда несли особый сакральный смысл. Среди его работ было много культовых предметов, дошедших до нас из тысячелетних глубин истории. Традиционные для славянского, древнеукраинского этноса, аутентичные орнаменты и сюжеты тоже приходили свыше. Он слушал то ли голос крови, то ли голос неба и воплощал это в реальные творения. А на вопрос, почему посвятил этому всю жизнь и душу, отвечал прямо: «Задание такое получил от космоса…».
Виктор Биллера был многогранной, одаренной личностью. Любил поэзию, хорошо пел: и в капелле, и в театре. Но главное, что оставил после себя – свои деревянные детища, которые будут хранить тепло его рук долгие годы и нести людям воплощенный в дерево голос небес.
Ему не нужны были ни власть, ни слава. Повинуясь голосу Космоса, он искал свое место в духовной жизни родины. Он достиг и важного чина, и признания на духовном поприще праславянской культуры. Неординарность личности мастера оценили даже в Киеве… Однако Виктор Биллера отказался от этой высокой чести. «Каждый должен выполнять свою миссию, определенную свыше, заниматься своим делом,» – высказал он убеждение.
Судьба его творений иногда была такой же трудной, как и самого мастера. Вырезанного им и установленного на святилище под Капуловкой Перуна нетерпимые к инакомыслию и национальной духовной культуре «доброжелатели» сожгли. Обгоревшие остатки выворотили трактором, оттянули к урочищу и сбросили с обрыва. Мастер воплотил из дерева нового, который дологие годы возносился над святилищем – местом поклонения и проведения обрядов приверженцев ведического православия.
Хотелось бы, чтобы Виктор Биллера ушел из жизни со спокойной душой, выполнив свою космическую миссию и на всем своем жизненном пути следуя голосу небес. Чтобы оставленные в нашем бренном мире деревянные детища долго служили следующим поколениям. А люди, соприкасаясь с живыми творениями рук мастера, приобщались к древним духовным корням своей родины, не раз поминали его добрым словом. Особенно это важно теперь, когда время заставляет смотреть не в лживые учебники, а в глаза неприкрытой правды. Но…
Не живется кое-кому на одной земле рядом с таким творчеством. Не аргумент, что никому он глаза не мозолил, поскольку расположен был в степи, вдали от обывательских глаз. Что для кого-то он – место, где можно воссоединиться с небесами. Как храм –для православных. Как алтарь… И пилили Перуна, и сжечь пытались. Не могли уничтожить – хоть глумились: корни ему на голове уничтожили, потом венец, заменивший корни, уродовали. И не ленились же залезать на него, заповзятые богоборцы…
Сегодня ночью Перуна Виктора Биллеры спилили и украли. Работа Мастера снова уничтожена духовными вандалами. Без космического творчества жить проще. Да?
На фото: Виктор Биллера; таким был первый Перун до уничтожения; работы Мастера; Виктор Биллера – участник республиканской научно-практической конференции по национальному религиеведению; новый Перун на святилище возле Капуловки – с корнями, произрастающими в небеса: как символ неразрывной связи земной жизни с высшими сферами.
Наталья Шутько