Открытое письмо мэру города Никополя
Токарю Руслану Ивановичу
от простого горожанина.
О ПАМЯТИ И ПАМЯТНИКАХ
Уважаемый Руслан Иванович! Тема моего письма касается некоторых памятников нашего города.
Но вначале - несколько отступая от темы - я должен признаться, что, когда Вы сменяли на посту мэра Никополя господина Старуна, я не был сторонником такой смены, - но сейчас я не могу не отметить, что под Вашим руководством мэрия заработала заметно чётче, а главное – явно решительнее.
К примеру, наконец сдвинулись с мёртвой точки "проклятые вопросы" реформирования жилищно-коммунального хозяйства, медицинского обслуживания.
И пускай сдвиги пока не без некоторых ошибок – но не ошибается тот, кто ничего не делает. Да, тот, кто ничего не делает - тот действует безошибочно, но в конце концов такую безошибочную деятельность ждёт безошибочный крах.
Впрочем, и у предыдущей мэрии под руководством г.Старуна, бывали решительные действия - например, необыкновенно удачным, на мой взгляд, решением было снесение старого, совершенно не достопримечательного здания казармы и прокладка участка дороги, которая ведет к Преображенскому Храму. А ведь это очень хорошо, когда дорога ведёт к Храму.
И, возвращаясь к теме письма, хотелось бы поделиться с Вами, как с мэром Никополя, еще кое-какими мыслями об облике нашего города – и, в частности, о снесении некоторых архитектурных объектов, а именно памятников.
Вот задумаемся над таким вопросом:
Кому и зачем человечество ставит памятники?
Само слово "памятник" очевидно происходит от слова "память" .
То есть, памятник ставится затем, чтобы сберечь о чём-либо память.
Памятник – ставится затем, чтобы при взгляде на него человек вспомнил, хоть на миг, хоть даже подсознательно, - о событии или о личности, запечатленной в бронзе или камне. Чтобы у человека пробудилась о том память – и чтобы это воспоминание повлияло на его поведение, пусть хоть чуть-чуть, хоть почти незаметно, – но повлияло, - ведь если не так, если памятник абсолютно ничем не влияет на человека, – зачем тогда вообще тратиться на памятники?
Итак, памятник – должен влиять на личность того, кто на него глядит, и влиять благотворно, – а если не благотворно, а наоборот,- то такой памятник вреден!
Не зря памятники ставят – кому? – Личностям, которые человеческое общество считает примером, личностям положительным, воспоминание о которых помогает человеку быть хорошим человеком.
Иногда, впрочем, бывают и памятники личностям неоднозначным, одновременно хорошим и дурным – скажем, российскому царю Петру I или, скажем, Наполеону I. Такие памятники также необходимы, ведь человек – не ангел, и воспоминaния о таких людях также нужны и полезны для ныне живущих.
Но! – Личностям, оставившим в истории однозначно отрицательный след, преступникам, садистам и губителям – человечество памятники НЕ СТАВИТ.
Разница здесь – как между прививкой и заражением. Если ввести человеку ослабленные бактерии чумы – он научится с ней бороться и она ему будет не страшна. Но вводить как прививку мощную дозу чумы – нельзя.
Нет на Свете памятника Адольфу Шикльгруберу – Гитлеру!
И Гиммлеру, и Герингу, и Эриху Коху нет памятников – хоть они и исторические личности.
Нет памятника Ивану Грозному – и не было даже до революции. А тем более Малюте Скуратову.
Нет памятников Иосифу Джугашвили-Сталину. Нет, есть несколько - в Гори, да и в других местах появляются сейчас – но это, думается, ошибка.
Хотя Сталин личность и великая – несомненно великая, по последним данным, гениальный управитель, создавший из России лапотной могучейшее государство, - но применяемые им, при этом, методы История взвесила - и вынесла ему приговор: зла делал намного более, чем добра, – и нет нужды вспоминать его в повседневной жизни. Не помогает это добру в душе человеческой. (В конце концов, и Гитлер управитель-менеджер тоже гениальный – высосав, как паук, всех соседей Германии, обеспечил для Германии экономический подъём и высокий уровень жизни.)
А вот что можно сказать о такой исторической личности, как В.И.Ульянов – Ленин?
Думается, всем ясно, что сусальный образ «дедушки Ленина» , любителя детей и "самого человечного человека" , мягко говоря, не соответствует действительности.
С этим сейчас наверняка не будут спорить даже коммунисты.
Слава Богу, теперь много капитальных работ, как глыба А.И.Солженицына "Красное колесо" , или более популярных "Читая Ленина", "При свете дня" и других В.Солоухина – и еще многих других работ, рисующих В.И.Ульянова-Ленина реально, как личность и как политика.
Со страниц этих произведений перед нами встает политический деятель, который ради собственных фанатических идей и жажды власти с легкостью жертвует всем – от многолетней дружбы – до жизней миллионов "врагов". Ради построения невозможного, мифического, построенного на математически неверных идеях Маркса, "светлого будущего" – для Ленина нет ничего святого!
Можно отвергать и убивать лучших друзей, вообще любых, абсолютно любых, самых великих и лучших, людей; можно морить людей голодом, можно расстреливать заложников, (то есть УБИВАТЬ ЗАВЕДОМО НЕВИНОВАТЫХ – тягчайшее преступление против человечества, которое Ленин страстно пропагандирует как метод гражданской войны! – собр. соч. т.36), можно пролить реки крови – только чтобы загнать людей железной рукой в Марксовское царство "свободы" - "от каждого по способности, каждому по потребности"!
Как правдиво-цинично, не правда ли, это краткое описание коммунизма: каждому не "по желанию", а только "по потребности" - а какие у человека потребности? Ватник от холода и пайку от голода - это ж и есть потребности. Именно! "От каждого по способности, каждому по потребности" - это ведь тюрьма!...
После внимательного изучения всего, что написано об этой личности как его противниками, так и сторонниками, и сопоставления этого с его собственными мыслями, словами и идеями по «Собранию сочинений...» – любой честный и непредвзятый эксперт оценит В.И.Ульянова-Ленина как личность негативную, принесшую своей деятельностью человечеству вред, сравнимый с вредом от деятельности Гитлера или Робеспьера.
Да, раньше мы слышали об этом человеке другое – но теперь-то названные мной книги доступны всем!
Пора взглянуть в глаза правде – памятники В.И.Ульянову-Ленину, как и памятники И.В.Джугашвили-Сталину, не способствуют усилению добра в нашем мире.
В самом деле, предположим, идут отец с маленьким сыном мимо Вашего горисполкома, над дверями которого образ хранителя города нашего Святого Угодника Божьего Никиты, – а рядом со зданием стоит гигантская статуя в память человеку, который публично плевал на Святой Крест и топтал его ногами (исторические факты)! Как ответить малому ребенку на вопрос: «А чем этот дядя знаменит?»
На мой взгляд, памятников В.И.Ульянову-Ленину в нашем городе наблюдается явный переизбыток.
Ладно. Допустим, этот памятник, у горсовета – дорог, снос его тоже обойдется городу недешево, и пока что вообще не до него (А – жаль!).
Но что касаетcя другого из больших Никопольских памятников В.И. Ульянову-Ленину – вопрос о его сносе давно назрел и даже перезрел.
Я говорю о памятнике, который стоит в старой части города, на том месте, где перед ним стоит часовня, и где раньше стоял – и в будущем, даст Бог, будет стоять, и стоять вечно! – светлый храм Божий.
Этот памятник можно сносить абсолютно смело. И в любое время.
Почему?
Ну, во-первых, никакой художественной ценности этот памятник не представляет – стандартная фигура «Ленин с поднятой рукой», каких во всех городах и селах видимо-невидимо. Город наш эта статуя ничуть не украшает и интерес к нашему городу туристов нисколько не повышает.
Во-вторых, исторической ценности этот памятник также не имеет. Ничего «ленинского» с местом, где он стоит, не связано, и никаких легенд об этом памятнике также не существует.
В третьих, памятник этот сравнительно невелик, изготовлен не из металла, – демонтирование его больших средств не потребует.
И в четвертых, – и самое главное, – убрать с освященного места, где стоял и даст Бог, будет стоять Божий храм, – убрать с того места памятник человеку, и человеку не из лучших, – дело благое и богоугодное.
Вот и нужно, – и чем скорее, тем лучше, – удалить этот памятник, и, благословясь, начинать постройку Светлого храма Покрова Пресвятой Богородицы. Ведь город наш среди другой славы и тем славен, что здесь, на высоком Микитиному Розi, бушевала волей одна из самых славных Запорожских Сечей – Микитинська! А какая ж может быть Запорожская Сечь без Святой Покровы?!
Вопрос с этим памятником Ленину, думаю, ясен. А что же с другими?
Надо сразу сказать, что третий, маленький, который посреди парка Металлургов, видимо, должен стоять, пока еще останутся в нашем городе бедные, навеки и неисправимо обманутые с детства люди, которых невозможно убедить логикой и которые все твердят, как дети: «А я все равно верю, что дедушка Ленин был добрый!»
Пусть себе имеют памятник своему любимому. Грешно обижать убогих. Да он, этот памятник, и не в центре города, и в глаза туристам не бросается, и город наш не позорит. Его очередь последняя.
Теперь о самом большом памятнике В.И.Ульянову-Ленину, том, что возле горсовета.
Что ж, рано или поздно, а убирать его придется. Настанет время, когда граждане города Никополя зададутся вопросом: почему в центре нашего города – не самого худшего из городов Великой Украины! – стоит памятник человеку, который не то что в Никополе, а и на Украине-то никогда не бывал! И для Украины ни-че-го-шеньки хорошего не сделал! А ученички и соратнички его не раз устраивали для украинского народа террор и голод, производя антиукраинский геноцид.
Вот тогда и дойдут руки до этого памятника, и отправится он в переплавку, как его оригинал – на свалку истории. Хотелось бы мне дожить до этого дня! Я твердо знаю – праздник это будет, радоваться будут все горожане, никто слезы не прольет.
Но – а какой нужен бы у горсовета на том месте памятник?
Думается, надо, чтобы стоял там, на том месте, монумент человеку, которого хотелось бы добром вспомнить, которому приятно было б в праздник принести цветы, о котором не стыдно было б рассказать детям.
Шевченко? – да, он, безусловно, достоин этого. Но памятник Шевченко уже есть, и недалеко – у райсовета.
Да и вообще Тарас Григорович достаточно уважен памятниками во всех городах Украины.
Тогда кого же хотелось бы увидеть в бронзе на главной площади Никополя?
...Что касается лично моего мнения - я более всего хотел бы видеть у Никопольского горсовета статую не исторической личности, а легендарной - а именно казака Никиты, основателя Никитиного Рога. С огромным удовольствием проходил бы я мимо бронзового монумента высокому старому козаку - в просторных шароварах и безрукавке, открывающей могучие голые брозовые ручищи, с веслом в натруженных, жилистых ладонях, с развевающейся Днепровским ветерком чуприною, с доброй улыбкой на обветренном грубоватом лице с весёлыми морщинками в уголках хитровато прищуренных глаз.
Ну, это моё личное мнение и мечта.
А есть множество и других, хороших и знаменитых, людей, достойных памятника в центре Никополя! Ну, вот, представим хоть некоторых:
Сковорода Григорий Саввич.
В дорожном плаще, с посохом и лукавой улыбкой.
Философ и бродяга, мудрец и шутник. Один из закладчиков фундамента современного украинского языка. Предтеча и любимый поэт Тараса Григоровича Шевченко. Поэт, портреты которого до Шевченко висели в каждом культурном украинском доме. Человек, умевший сам жить в мире со всем миром и учивший этому других – умение, все больше нужное именно сейчас.
Грушевский Михаил Сергеевич.
За письменным столом с книгами, пышнобородый и в пенсне.
Историк и политик. Автор монументальных, пусть и небесспорных (по мнению скандального Олеся Бузины) трудов по истории Украины. Но, несомненно, человек честный, горячо Украину любивший и прилагавший свои силы для блага Украины, человек очень разумный и миролюбивый.
Репин Илья Ефимович.
У мольберта, с кистями в руке и задумчивый.
А почему бы и не поставить ему памятник в Никополе? Ведь прославил он и запорожских козаков, и Никопольщину! А на постаменте отлить барельеф знаменитых "Запорожцев, пишущих письмо султану"! Да ведь Репин и бывал в Никополе.
Лысенко Николай Вениаминович.
С густыми вусами и дирижёрской палочкой.
Композитор. Благодаря ему Украинские мотивы влились в большую музыку. А "Украинскому козацкому гимну", конечно, непременно быть официальным гимном Украины, вместо позорной "Ще не вмерла...", которая представляет собой рабское списывание с польского - действительно великого! - гимна "Еще польска не згинела". И в Никополе Лысенко тоже бывал, как и Репин.
Гоголь Николай Васильевич.
Длинноносый и саркастически улыбающийся, в сюртуке и с гусиным пером.
Вот у этого человека - заслуги перед Украиной можно счесть не меньшими, чем у Шевченко. Ему, как и Шевченко - любое количество памятников в Украине оправдано. А более всего прославлены Гоголем - не только Полтавщина, но и наши, козацкие, места! И памятник Гоголю занял бы место в нашем городе по праву!
...Вот памятник любому из этих людей - я очень желал бы видеть бы в центре нашего города, мимо такого памятника я хотел бы проходить, вспоминая почаще об этих Личностях, вот к их постаменту не грех и цветы положить, и детям об их жизни рассказать.
А к чему нам памятники людям плохим?
Есть, в народе отличная пословица: «Кто старое (плохое) помянет, тому глаз вон; а кто забудет – тому два!» Вот так. Забывать о плохих людях прошлого не следует, а вспоминать – вспоминать лучше почаще о хорошем, о светлых делах и о людях добрых. Тогда и жизнь будет лучше и светлее.
Cейчас, по большинству голосов общественности Никополя, как будто принято решение установить в сквере перед горсоветом скульптуру Божией Матери. Что ж, вариант хоть и не самый худший, но я не думаю, что это такая уж хорошая идея.
Во-первых: в нашей, православной, традиции как-то не принято изображать святых в виде скульптур. Запрещено не запрещено, но не принято. Вот в католический костёл если войти, там огромное количество скульптур - и Богородицы, и Моисея, и других святых. Там, в католичестве, это принято. А мы, Никопольчане, разве католики?
И во-вторых: городская площадь всё-таки не храм, чтобы устанавливать на ней изображения святых. На площади люди и гуляют, и музыку весёлую слушают, и танцуют, и смеются. А святым ведь принято молиться, разве нет?
Но лучше уж такой памятник, чем монумент Ленину, Бандере, Махно или фармазону Осипу Шору (фармазон - воровская специализация, мошенник-болтун, забалтывающий честных людей до такого умопомрачения, что они сами отдают ему под каким-либо предлогом деньги - например, Остап Бендер, Осип Шор).
...Представляя себе наш Никополь через много-много лет - в таком отдаленном будущем, когда не будут уже делать в Никополе ни ферросплавов, ни стальных труб – потому что и стали столько уже не нужно будет, – а будут наши далекие потомки работать такое и так, как нам и представить себе невозможно, – но, думаю я, все равно будут в наш хороший и старый город приезжать гости, гулять и глядеть на удивительные Никопольские интересности.
А интересного тогда - в будущем, когда каждый город будет холить и лелеять всё, чем он может заинтересовать и поразить гостей из других мест, - интересного тогда в нашем городе, будет, конечно, великое множество:
– и гигантская ладья-чайка с огромными бронзовыми козаками на самой верхушке Микитиного Рога над прозрачными волнами Днепра, –
– и настоящая Запорожская Сечь, где можно переночевать в Запорожском курене и в Запорожской корчме выпить кухоль Запорожской сивухи – если смелости хватит, –
– и церкви, и козацкие зимовники, и млины, и Днепровские паромы, –
– и ковыльная степь с дикими конями, и воловые валки на чумацком шляхе, –
– и памятники лучшим людям Украины и мира на площадях и улицах, -
-- и многое, многое другое уникальное и поразительное, чему несомнено быть в нашем старинном городе в будущем.
Будет, будет тогда в отличной компании наш бронзовый Батько Богдан Хмель, который сейчас практически один напоминает о козацком славном прошлом нашего города.
Но и тогда, как и сейчас - быть памятнику нашему славному гетману, Богдану Хмельницкому, – конечно же, тому самому, что и сейчас стоит, – главой Никопольских достопримечательностей.
И тогда, как и сейчас, с наибольшим уважением будут оглядывать гости нашего города памятник Богдану, -
Потому, что – что бы там ни было и как бы ни обернулось – а стоит город Никополь на том месте, где родилась Украинская державность, где сказал батько Богдан Хмель: «А вот-таки – не ляхи мы, а украинцы!» – и пошли украинцы на борьбу, и выбороли себе долю, и стала Украина не провинцией Ржечи Посполитой – а Державой Украиной.
Навсегда.
27 апреля 2012 г.
Асьминин Николай Юрьевич,
электромонтер ТПЦ "Нико Тьюб"
n.asminin@yandex.ru
Прислано пользователем: filosof-sintetik
и опубликовано без редактирования
Редакция уважает мнение авторов, но не всегда разделяет его.
8 комментариев