Красиво! Да!! Но так ли это будет?
Будет ли государство при такой системе определять только общие интересы и правила, а регионы сами обозначат стратегии своего развития?
Попробуем немного разобраться.
Правовая регламентация процессов – важная составляющая политической системы, однако при этом необходимо помнить, что в Украине сложилась порочная практика – строгость закона «компенсируется» необязательностью его выполнения!
К сожалению, сложившаяся практика свидетельствует о том, что любой закон может быть трактован и применен, от «толщины кошелька». Ни один, самый прекрасный закон, не будет работать нормально, пока мы не победим коррупцию.
Существует, и небезосновательно, мнение, что при изменении пропорций в формировании бюджета «распил» финансов на региональном уровне будет во много раз выше, чем это происходит на государственном. Следует понять простую вещь – существует ли сегодня, со стороны гражданского общества, действенная система контроля за системой бюджетного финансирования? К большому сожалению,… Громкий слоган о «бюджетной децентрализации», и «тихие» шаги по ее внедрению:
а) слабо закамуфлированная попытка усилить финансовый контроль за региональными элитами;б) извлечение дополнительных средств из местных бюджетов в пользу общегосударственного;
в) перекладывание на «местные плечи» части груза ответственности за финансирование социального блока – образования, спорта, медицины, культуры, и обеспечение их путем специальных субвенций из государственного бюджета. А это уже чистое «ручное управление» регионами по принципу «тому дам, а тому не дам», «деньги есть, денег нет».
Не секрет, что финансовую основу местного самоуправления составляет налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Поэтому в прошлом году именно НДФЛ был финансовой основой местного самоуправления – составлял более 70% доходов местных бюджетов. Потерю части этого стабильного источника поступлений в местные бюджеты правительство предложило компенсировать за счет передачи в местные бюджеты права изымать плату за предоставление административных услуг (кроме 50% сбора за регистрацию имущества и предпринимательства); путем увеличения нормы отчисления экологического налога (с 35% до 80%); введения сбора с розничной продажи подакцизных товаров (алкоголь, табак, нефтепродукты) в размере 2–5% от стоимости; закрепления права для областных бюджетов оставлять 10% налога на прибыль частных предприятий.
Очевидно, что такие инициативы не смогут компенсировать потери местных бюджетов из-за дополнительного изъятия НДФЛ, поскольку эти налоги не только сложны в администрировании, но и не сопоставимы по своему весу, а их изъятие связано с серьезными коррупционными рисками и конфликтом с местными предпринимателями.
Потенциально(!) правильным(?) шагом правительства, в указанном законе, стало предоставление территориальным общинам более широкой юридической независимости, возможности объединяться в конгломераты для достижения финансовых и бюджетных целей, обслуживаться не только в структурах госказначейства, но и в коммерческих банках. Правда рисков такие нововведения тоже несут не мало, а процедура их реализации пока не прописана досконально в подзаконных нормативно-правовых актах и не разъяснена правительством.
В целом же правительство насчитало, что местные бюджеты в результате такой «реформы» получат дополнительно пару тройку десятков млрд грн., эксперты же считают, что, наоборот, потеряют, и не одну, эту пары троек. При этом общая независимость местных бюджетов уменьшится, и они как всегда будут стоять с протянутой рукой под Кабмином, выпрашивая дополнительные субвенции на социальную сферу; а социально-политическая ситуация в регионах не только останется желать лучшего, но и заметно ухудшится.
P.S. Вот так вот. Сегодняшний взгляд на предстоящий дерибан.
12 комментариев