Ольга КУЧЕГУРКОВА,
«Репортер»
Жить без воды, когда село омывается заливом с трех сторон, это обидно. Ни поплескаться в ванной, ни постирать белье, ни приготовить еду… И это в XXI веке, когда существуют чудо-компьютеры, космонавты нацелились на Марс, людям пересаживают органы и продлевают жизнь… А в несчастной Капуловке с питьевой и поливной водой – проблемы.
«Репортер» уже писал об этой проблеме (№ 55, 2012 г.), о встречах с руководителями села и с представителями управления водных ресурсов…
Но вот новый сезон в разгаре, и у жителей опять отчаяние.
И корреспондент «Репортера» опять в Капуловке.
Беду видно невооруженным глазом: если в центре огороды зеленеют, то на окраинах виднеются лишь малина да тыквы, которые не требуют ежедневного полива.
С верхней улицы, Пролетарской, как драгоценный изумруд на ладони, сверкает Каховское водохранилище. Однако из-за высокого берега жители не могут проложить трубы, установить насос и качать воду напрямую, как это делают жители нижних улиц. Не могут они также и вырыть собственную скважину, как делают в центре села. Вот и маются, бедные, уповая на власть. А ей что – у них в квартирах все прекрасно.
Жительница ул. Пролетарской Людмила Сорокалетова рассказывает:
– Техническая вода подается по шесть часов два раза в неделю – по средам и субботам. Однако ее стоимость доходит до 10 грн. в месяц за одну поливочную сотку, поэтому многие селяне просто перестали возделывать свои огороды.
Но цена еще не главное. Вода к нам, на верхние улицы, поступает с опозданием, а полить огороды можно, только дополнительно подключив насос. И я не понимаю, почему нужно платить баснословные деньги – более 1000 грн.? По Конституции вода – народное достояние. А если ее подают через насосную станцию, то платить мы должны за работу этой станции, за расход электроэнергии. И все!
Однако за такую позицию мне уже не раз обрезали воду. В прошлом году я несколько часов простояла под ковшом экскаватора, не давая обрезать воду. Однако все равно осталась без воды. И при этом (вот уж абсурдная логика хозяев жизни!!!) мне продолжают начислять долг….
Мой отец был бухгалтером оросительных систем всего региона. Я помню, как в детстве ходили к огромному бассейну, из которого вода поступала в каналы Капуловки и Покровского. После распада Советского Союза воду тоже подавали постоянно, причем мы, жители улиц, расположенных на возвышенности, оплачивали в то время на 50 % меньше, так как нам приходилось подключать свои насосы – а это дополнительный расход электроэнергии.
– Но ведь у вас, кроме управления водных ресурсов, есть сельсовет, депутаты живут рядом с вами, видят эту проблему, неужели нельзя найти выход? Вы же именно для этого их и избираете, – удивляюсь я.
Людмила Сергеевна лишь вздыхает:
– График подачи воды утверждается на сельской сходке. Ее созвали весной, но сообщили поздно – пришло всего три десятка человек. Но разве 30 человек могут решить судьбу всего села? Надо же было подготовиться к ней, пригласить ответственных лиц, какие-то планы наметить...
Последние две субботы вода вообще не подавалась в положенные часы, якобы потому, что прошли дожди. В минувшую среду вода была лишь три часа. Однако стоимость выставят 100 % – в этом я не сомневаюсь. Пусть хоть кто-нибудь из официальных лиц возьмет на себя ответственность и пришлет мне официальное письмо, в котором будет сказано, что, действительно, «воду из Каховского водохранилища, согласно такому-то закону, можно продавать жителям Капуловки по такой-то цене». А так творится произвол: кто-то просто набивает себе карманы, а село плачет.
Поэтому я постоянно обращаюсь на горячую линию главы облгосадминистрации Дмитрия Колесникова и в другие инстанции. И останавливаться не собираюсь! Моя труба, по которой поступала поливная вода, уже забита и заварена, так что бояться нечего.
Спуститься к водохранилищу невозможно, как я ни пробовала: так густо зарос камышом высокий берег. Зато увидела и пустые каналы, и пустой бассейн, в котором по нормам пожарной безопасности должна быть вода. Ведь случись пожар, подъезда к воде нет.
Недавно Сорокалетова получила письмо из райгосадминистрации, в котором сказано, что принято решение о 30-процентной льготе при оплате за воду для жителей верхних улиц Капуловки. Это уже маленькая, но победа. Однако никто из чиновников этого не учитывает и цену не снижает.
Это подтверждает и Людмила Медведева:
– Я на днях ходила платить за поливную воду. Никакой обещанной 30-процентной льготы мне не засчитали. За полив 30 соток огорода за май заплатила
280 грн. При этом за те часы, пока подается вода, полить все 30 соток, даже с дополнительными двумя моторами-насосами, не успеваешь. Удивительно – никто не проверяет, обрабатываешь ты огород или нет, пользуешься ли водой – счета приходят в любом случае. Якобы существует контрольная комиссия, которая может прийти и посмотреть, какое количество огорода засажено и сколько ты поливаешь. Но комиссия почему-то не приходит.
– Некоторые соседи совсем перестали возделывать огороды, – добавляет Сорокалетова. – Некоторые – высаживают понемногу рассады возле кранов, чтобы при подаче воды успеть полить. А платят полную стоимость, за весь огород. Если не хочешь платить, тебе предлагают установить дорогостоящий счетчик со специальным фильтром, чтобы счетчик не забивался илом. Не все могут позволить себе такую роскошь. И где это видано, чтобы на техническую воду устанавливался счетчик?
Поделились своей бедой Татьяна и Любовь Малиновские, собирающие заметно завядшую от жары малину:
– У нас большая семья, огороды по 35 соток. Получается, необходимо каждый месяц платить более
300 грн. за полив. А к нам на верхнюю улицу вода еще и доходит на два часа позже. Воду дают через раз, и никто не отчитывается, почему. Картошка, капуста, морковь – все вянет. Так и живем, собирая каждую каплю воды: помыли посуду – этой же водой попоили живность, покупались – полили рассаду…
А вот что рассказала депутат сельсовета Нина Сова, которая добавила в сложившуюся картину красок:
– Я тоже возмущена стоимостью технической воды. В прошлом году в жаркие месяцы она для Капуловки доходила до 10 грн. за поливочную сотку. При этом на дачах между Алексеевкой и Капуловкой тоже идет подача воды, но люди платят по 100-150 грн. за весь поливной сезон, при этом получая воду пять раз в неделю и значительно дешевле. А все потому, что у них подача воды оформлена на садовое товарищество. Почему не сделают так у нас? Значит, сельский совет это устраивает…
Интересная позиция – депутат сельсовета обвиняет… свой сельский совет. Значит, еще не осознала, что она и есть власть. Нужно же как-то ставить этот вопрос на повестку дня заседаний сельсовета, писать обращения в инстанции. Да хоть раз пригласили бы в село самого главу райгосадминистрации Сергея Воронова!
И других проблем в селе хватает. В Капуловке вообще нет водопровода. Люди покупают питьевую воду у частных предпринимателей. За шесть кубов воды платят 250 грн. В каждом дворе вырыт бассейн для покупной питьевой воды. Ведь ту, что подают из водохранилища, нельзя использовать для приготовления пищи или купания. А что такое четыре куба для семьи?
Известно, что в Капуловку тянут водопровод с питьевой водой из Покровского. Однако и тут у капуловцев есть сомнения. Людмила Медведева прокомментировала это так:
– Зачем нам качать воду через насосную Покровского, если есть своя? При этом известно, что в Покровском вода грязная, потому что нет очистных сооружений. Получается, идет очередное отмывание денег… А нам к плате за техническую воду добавится еще и плата за питьевую.
Ну что мне оставалось делать как журналисту? Понятно, что я пошла по инстанциям. Вот ответы чиновников.
(Окончание следует)