В последнее время Партия регионов и дружественные ей политические силы активизировали «антифашистскую» риторику. С чего бы это?
Наблюдатели полагают, что таким образом партия готовится к президентской кампании 2015 года. Идеологи «бело-голубых» таким образом реагируют на появление в Верховной Раде право-радикальной фракции вождистского типа. Оправдана ли такая риторика в сегодняшней Украине и к чему она может привести?
Марш против… кого?
В мае по Украине прошла серия антифашистских маршей под эффектным названием «В Европу без фашистов». Эта акция, организованная Партией регионов, началась в областных центрах Западной Украины, а завершилась в Киеве. По информации МВД Украины, на мероприятие под названием «В Европу — без фашистов» прибыло более 41 тыс. человек. Марш стал удачной альтернативой оппозиционной акции «Вставай, Украина», но его проведение вызвало упреки в далеко не достаточной идейной подготовленности.
На первый взгляд, «антифашистский» курс Партии регионов взаимосвязан с аналогичными тенденциями в российской политике. В окружении российского президента Владимира Путина давно используют память о жертвах Великой Отечественной войны в качестве знамени в борьбе с недружественными режимами бывшего Союза. Националистические силы в тех же странах Балтии или Молдове не согласны с российской трактовкой событий Второй мировой, что вызывает в России отождествление их со сторонниками «фашистов».
В Украине в последнее время также стремительно набирают популярность социал-националисты. Выступления членов ВО «Свобода» отличаются как анти-российской, так и анти-польской риторикой, вызывая упреки по обе стороны границы. Их оппоненты обращают внимание на некоторые вещи символического и практического характера.
К примеру, советник Президента Украины Анна Герман проводит далекоидущие исторические параллели. «22 мая группа экстремистов от партии «Свобода» выломали дверь в Киевской городской администрации и силой ворвались в зал. Так делали в 1933 году в Берлине: сначала врывались в правительственные помещения, силой выламывали двери, а затем врывались и выламывали двери в домах людей, вывозили их в концлагеря. После этого кто-то скажет, что в Украине нет проявлений нацизма?», – задает риторический вопрос А. Герман.
В ближайшее время представителям ВО «Свобода» придется определиться со своим дальнейшим политическим курсом. Отказ от радикальных методов политической борьбы не только покачнет их идейную платформу, но и сможет существенно повредить в глазах избирателей. В этом случае националисты станут чем-то похожими на представителей «Батькивщины» или «Удара». Но, при сохранении текущих методов и приемов, «свободовцы» неизбежно будут сталкиваться с обвинениями в фашизации украинской политики. Возможно, что они и сами не против этого…
Подозрения оппозиции
Представители украинской оппозиции, сотрудничающие с партией «Свобода», с тревогой восприняли «антифашистские» усилия Партии регионов. Народный депутат от фракции «Батькивщина» Николай Томенко по этому поводу заявил, что в стране наметилась новая линия раскола «фашисты – антифашисты». «В Украине началась необъявленная президентская кампания по сценарию борьбы между фашистами и антифашистами. Граждан Украины хотят поделить на две категории: «фашистов» и «антифашистов», – считает депутат.
По словам Н. Томенко, на первый план президентской кампании 2015 года выйдут ценностные, языковые, исторические вопросы. Меньше внимания будет уделяться социально-экономической проблематике, вопросам хозяйственного характера. Депутат, правда, забыл добавить, что именно в таком развитии событий и заинтересованы представители ВО «Свобода».
Если в центре обсуждения президентской кампании 2015 года будут вопросы отношения к ОУН-УПА, Волынской резне и дивизии «Галичина», то Олег Тягнибок сможет опередить Арсения Яценюка и Виталия Кличко. В плане патриотизма Тягнибок будет смотреться гораздо более выигрышно, чем лидер партии «Удар» с его «общегражданской» позицией или «Батькивщины» – с его осторожным (и не всегда искренним) национализмом.
С технологической версией «антифашистского» движения согласен и лидер партии «Братство» Дмитрий Корчинский. Он даже советует представителям украинской оппозиции также стать на антифашистские позиции. «Оппозиция – отстой. Регионалы значительно технологичнее. Они очень удачно объявили свой митинг антифашистским. Антифашизм – это тренд», – подчеркивает политический деятель.
Партия регионов может успешно развить «антифашистские» тенденции при условии, что украинские социал-националисты сохранят курс на проведение своих скандальных силовых акций. Чем ближе к президентским выборам, тем острее будет возникать вопрос, готовы ли русскоязычные избиратели «Свободы» образца 2012 года поддержать эту радикальную силу. Одно дело – голосовать на парламентских выборах, сделав это на зло своим прежним кумирам из национально-демократического лагеря. Совсем другое – отдать свой голос лидеру националистов в ситуации, когда идет речь о выборе путей стратегического развития страны.
Выбор для Яценюка
Эксперты по-своему неоднозначны в оценках «антифашистского» тренда. К примеру, бывший советник Виктора Ющенко Вадим Карасев считает, что «Свобода» может в результате контр-пропаганды Партии регионов потерять часть своих сторонников на Востоке, в Центре и Юге страны.
«Борьба с фашизмом» может поставить в затруднительное положение и союзников украинских националистов. Но, если с партией «Удар» все более или менее ясно, и ее ситуативный союз с ВО «Свобода» может быстро развалиться, то у «Батькивщины» ситуация куда как сложнее. Она, как раз, критически нуждается в укреплении своего национально-патриотического имиджа. В свое время и Юлия Тимошенко, и сам Арсений Яценюк подвергались жесткой критике за свою недостаточно «патриотическую» позицию. Идеолог национальных сил Тарас Возняк напрямую писал, что Юлия Владимировна могла бы не называть «своим» Тараса Шевченко и должна была получше выучить украинский язык. И уж только после этого о чем-то говорить с людьми на майданах Галичины и Волыни.
Аналогичной критике подвергался и Арсений Яценюк, которого больше считают космополитичным либералом, чем политиком из национально-демократического лагеря. Теперь же лидер «Батькивщины» должен будет доказывать украинским националистам, что стоит на достаточно «патриотических» позициях и одновременно – убеждать членов Европарламента, что он не сотрудничает с «фашистами»...
«То есть если их будут ассоциировать с фашизмом, то благодаря сотрудничеству с «Свободой», будет выглядеть, что националистические партии, во-первых, как будто нацистские, а во-вторых, не европейские. В европейской же нише может оказаться Партия регионов», – резюмирует Вадим Карасев.
В целом акцент на противостоянии «фашисты-антифашисты» может негативно сказаться на общественно-политическом климате страны. Могут снова стать актуальными опасения по поводу дальнейшего раскола по линии «Восток-Запад». Другое дело, что активисты ВО «Свобода» как раз и заинтересованы в нагнетании такой напряженности и пока, похоже, не собираются сбавлять темпы дальнейшего нагнетания напряженности в Украине.
«Фашизм – это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм – это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм – это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике – это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов». Георгий Димитров, лидер болгарских коммунистов в период Второй мировой войны.
Автор: Федор Михайловский
источник: inpress.ua
12 комментариев