Возвращаясь к прошедшим выборам, вспомним, что одной из главных сенсаций кампании стала весьма ощутимая потеря поддержки в базовых регионах. Юго-Восток утекает сквозь пальцы регионалов. Технологические ухищрения, позволившие получить самую многочисленную фракцию в парламенте, никак не решают проблемы перспектив.
Треть электората потеряна, и негативная динамика сохраняется. Донбасс (Донецкая и Луганская области) недодали более 900 тыс. голосов. Харьков «усох» почти на 40%. Есть повод назначить виновных, а потом анализировать причины и искать решения.
Замечательное объяснение произошедшему предложил глава Донецкой облгосадминистрации Андрей Шишацкий. «Сейчас появились публикации, явно такого тенденциозного заказного характера», — губернатор сначала объяснил все себе самому. А потом и всем остальным: «У нас количество избирателей по сравнению с 2006-м и 2007 годом в Донецкой области, к сожалению, уменьшилось соответственно на 300 и 280 тысяч избирателей в силу демографической ситуации. Поэтому, когда это замалчивают и пишут, что власть поддержали меньше, то вы же не верите, вы понимаете, что это просто материал тенденциозный».
В рамках нашего «тенденциозного материала» мы вспомним о том, что все остальные партии на Юго-Востоке поддержку увеличили, и демография им не помешала. Что заставляет думать, будто умирают в Донбассе и в прилегающих регионах только избиратели правящей партии.
С другой стороны, как ни зубоскаль над неловкой формулировкой, суть передана верно: при нынешней динамике для правящей команды что запасы полезных ископаемых в «родных» регионах, что голоса или, вообще говоря, симпатии тамошних избирателей имеют одинаковые свойства. В том смысле, что и уголь, и электорат — ресурсы ценные, но, увы, невозобновляемые. Геология и демография суровы. Тот факт, что разведанных запасов каменного угля в Донецкой области, по расчетам геологов, хватит еще на 100—150 лет, не делает менее актуальным вопрос «а что дальше?».
Равно как и подавляющее превосходство бело-синих над соперниками в юго-восточных областях не делает менее верным утверждение, что в обозримом будущем преимущество будет окончательно растрачено. И растрачено, в основном, глупо и бездарно, как государственный бюджет.
Все это верно, разумеется, при условии сохранения существующих тенденций. На данный момент донецкая команда своими руками делает все, чтобы убедить прочих: лучше быть против бело-синих, чем с ними или под ними. «Да, сэр, каждый трест носит в своей груди семена собственной гибели», — говаривал в таких случаях герой О’Генри.
«По нутру свои» (нет, ну как же метко сформулировал Ефремов!) все чаще используются как разменная монета или расходный материал. Без права на собственное мнение. Максимум, на что могут рассчитывать свои, — кило гречки к выборам и бесплатный концерт на день города. Донецкие номенклатурщики почему-то считаются только с теми, кто сопротивляется. Это загадочное свойство своей натуры они принесли из Донбасса в Киев.
Да и в самом Донбассе рассчитывать на уважение к своей позиции и некие уступки может тот, кто идет на конфронтацию, но ни в коем случае не тот, кто пытается договариваться.
Жители Мариуполя многотысячными митингами таки заставили руководство крупнейших металлургических комбинатов — «Азовстали» и ММК им. Ильича — пойти на частичную остановку производственных мощностей, чтобы уменьшить угрозу здоровью горожан от вредных выбросов. Более того, топы «Метинвеста» вынуждены были оправдываться перед общественностью. И пусть менеджеры еще не настолько пуганы, чтобы просто извиниться. Но тот факт, что люди 70 лет безропотно нюхали выбросы с заводов, а теперь вышли на улицы, напугал и директорат, и власти.
В Енакиево никто не вышел, и продолжает дышать испарениями ЕМЗ.
Годы (!) переговоров с властями ничего не дали донецким чернобыльцам. Недели жесткого противостояния пусть не дали ожидаемого результата, но в конечном итоге принесли гораздо больше бесплодных встреч, круглых столов и консультаций.
Те школы, где родители и педагоги ожесточенно отбивались от попыток их «оптимизировать», в большинстве своем уцелели. Да, активисты протестов выслушали много гадостей в свой адрес. С ними по-доброму беседовали в районо и по-злому — в милиции. Их обвиняли в продажности, провокациях, лжи и психических болезнях. Но то, что они защищали, осталось. А школы, где не нашлось своих «буйных», были закрыты, и память о себе оставили только в виде безликих цифр в соответствующих отчетах.
Подпольная вялотекущая партизанская война не дала до конца разгромить Донецкий национальный университет, и в конечном итоге Министерство образования вынуждено было отступиться от чересчур навязчивого «пиара» своего протеже.
Эти и множество подобных примеров убеждают в том, что бороться с «донецкими» сложно, но это единственный путь к выживанию. Потому что «свои» — это пробка, которой затыкают любые дыры. Свои бюджетники — массовка для митингов. Свои бизнесмены — кормушка. Свои депутаты — бессловесные кнопкодавы. Свои менты — мальчики по вызову.
Журналисты же и редакторы говорят, что при составлении предвыборных смет в штабе ПР даже на «джинсу» деньги выделяют только для размещения в нелояльных медиа. Свои работают, как правило, бесплатно.
Эта экспансионистская направленность работала, когда своих было меньше, чем всех остальных. Но сейчас каждый думающий человек может представить свою судьбу в качестве «своего», и потому до последнего будет шарахаться от сотрудничества с победившей командой.
Во-вторых, по линии взаимоотношений власти с изначально доброжелательным к ним населением даже самым забитым «своим» из рядовых граждан становится очевидно, что ради них не выкладываются на всю катушку. Потому что уже накопился длинный список примеров, когда могут лучше. Могут, но не считают нужным.
Возьмем, скажем, Евро-2012. На несколько дней власть сумела перенести Донецк в Европу. Действительно сумела, без сарказма. Внезапно оказалось, что милиция умеет быть одновременно вежливой, оставаться в рамках закона и при этом вполне эффективно выполнять свои функции. Выяснилось также, что работа городского транспорта может быть круглосуточной и бесперебойной. Огромным сюрпризом стала способность муниципальных служб обеспечить стабильное водо- и энергоснабжение, да еще практически мгновенно справляться с последствиями сильных ливней.
Футбольный форум завершился, Европа ушла вместе с ним. Милиция — снова до ужаса родная, транспорт стал кое-где некоей абстракцией, а диспетчеры городских служб снова грубят на сообщения об авариях на коммуникациях.
И тут, конечно, не один гражданин задал себе вполне логичный вопрос: если они могут хорошо, то почему не делают так всегда? Правильно заданный вопрос уже содержит в себе ответ: не считают нужным.
Отсюда и более низкий эффект предвыборных вливаний в инфраструктуру и повышения соцвыплат. Временность этого позитива уже сомнений не вызывала ни у кого.
Поставить «стахановский рекорд» можно один раз и в расчете на краткосрочные дивиденды. Если пользоваться этим приемом постоянно, пользы от него все меньше, а вреда все больше.
Да и брать новые высоты уже, честно говоря, не с кем. «Что кончится раньше, руководящие должности или люди в Донецке?» — подшучивали над кадровой политикой правящей силы. Теперь ответ известен. Люди в Донецке подходят к концу, скамейка запасных практически исчерпана. В новый созыв Верховной Рады депутатов пришлось забирать из Донецкого областного совета, то есть даже депутатов надлежащего качества в ПР не хватает на советы всех уровней, включая Верховный. Из этих шести нардепов один уже работает в Кабмине (это Анатолий Близнюк), еще двое по совместительству управляют промгигантами (Леонид Байсаров и Владимир Бойко), а один вообще предпенсионного возраста, и выдернут был из кресла директора угольного гособъединения.
Перечислив пассивы, перейдем к активам. Что есть такого, чтобы остановить падение популярности, мобилизовать электорат и заставить граждан опять сплотиться вокруг царя-батюшки и его верных бояр? На данный момент только одно, но сильное средство — практически готовый образ врага! Сейчас именно ПР больше всех заинтересована в том, чтобы «Свобода» ни в коем случае не стала вдруг спокойной и респектабельной парламентской партией.
Напротив — чем радикальнее «свободовцы», тем лучше! Пусть предлагают привлекательные по своей простоте решения в духе «смолоскипом по морде». Пусть обязательно борются с национальными и сексуальными меньшинствами, с евреями и москалями, с наркотиками и русским языком. Желательно — с кастетом. Пусть лицом борцов с режимом Януковича и представителем украинского парламентаризма станет не нудная и постоянно апеллирующая к международной общественности Объединенная оппозиция, а непризнанные в Европе радикалы-националисты. «Денежные мешки» готовы за это платить. Более того — уже платят. «Свободовцам» сказочно повезло: их взяли на содержание, а при этом все, что от них требуется — быть собой. И в перспективе готовить удобного спарринг-партнера для Виктора Федоровича на 2015-й год.
В 1999-м году при всех очевидных провалах во внутренней и внешней политике Леонид Кучма сумел переизбраться. А все почему? Потому что граждане, напуганные возможностью «красного реванша», сплотились вокруг отца нации! А ведь Тягныбок и Симоненко по напору и харизме несопоставимы. По опыту уличной борьбы активисты «правых» давно оставили позади постаревших «левых». То есть вполне подходят на роль пугала для разочарованного Востока.
Подобный сценарий с виду хитер, на деле — прост и примитивен. Печально здесь одно: ради сохранения власти «профессионалы» будут раскалывать, раскачивать и «разводить как котят». Надеясь спастись, утонут сами и утопят всех, кто рядом. Как «Титаник», который решил одолеть айсберг тараном, раз маневр уклонения не удался.
Готовьте чубы, братцы: паны, кажется, что-то придумали…
Евгений Шибалов «Зеркало недели. Украина» №41,
2 комментария