Это раньше народ у нас попроще был—время сверяли кто по часам, кто по временам года, сейчас же все больше по выборам сверяют, время выборов—это тот же сезон охоты на городских голов и президентов, а время между выборами—это засада на них, и чем тщательнее засада, тем доступнее добыча.
Относительного уважения достигают те народные избранники, чьи реальные достижения хоть в чем-то совпадают с паутиной их программ и обещаний. Но на то она и паутина, что плетется так искусно и такими словами, что к концу срока того же головы избиратель никак не вспомнит, о чем же он толковал с головой в бытность того еще кандидатом. Так что предвыборье—это редкая пора времени, когда у народа появляется возможность хоть кусочек выцыганить для себя у власти, в остальное время контактировать с властью у нас как-то не принято.
Это, конечно, не нормально, и эту ненормальность во! как надо убирать, ведь достало уже каждые выборы вхолостую пробуксовывать на том же месте, весь пар чаяний народных стравливая в свисток. И не надо никаких эволюций, если убирать, то сразу и настолько конкретно и просто, чтобы ни у кого из причастных не возникло соблазна прикинуться непонятливым шлангом и соскочить с процесса. Так ведь можно же нормы жизни для избранников заложить в тесты на профпригодность для всех кандидатов в мэры, и чем проще и доходчивее тесты (на которых будут клясться претенденты как на конституции местного разлива), тем надежнее они врежутся в память и тем легче их можно будет контролировать.
Есть одна заковыка в таком простом деле—наша неграмотность. Вот что наш человек берет на горло, прорвавшись в городские коридоры власти? Тут вам и требования прекратить линчевать негров в Америке, и освободить политзаключенных в России, и расстрелять все руководство Укрнефтегаза и коммунального хозяйства страны. Требования, безусловно, справедливые, хотя они совершенно не в компетенции городского головы, но разводя руками по поводу неосуществимости таких народных требований, ленивый или жуликоватый голова может соблазниться похоронить заодно и явно стоящие требования.
Так что если и делать кандидатам «предъявы» в виде тестов, то только те, которые мэр может и должен выполнить по закону, даже если и очень не хочет. Но и на этом нельзя замыкаться, вот какое удовольствие получил бы каждый, видя как пинками под зад провожают с нагретых мест 90% ментов, прокуроров и судей! Увы, такое городскому голове явно не по зубам, зато он мог бы помочь громаде составить люстрационные списки, чтобы когда грянет соответствующий закон (а это будет), в городе уже все будет готово к его применению. Так что тесты—вещь реальная. Вот некоторые из них.
Тест первый—тарифы и цены. Раньше на такие пустяки народ как-то не обращал внимания, копеечные они были. Теперь не то, каждое их повышение ( слово «снижение» люди уже забыли) так бьет по карману, что балачки о росте благосостояния—это для совсем глупых, а для умных—подтверждение постулата, что источник сказочного обогащения одних—это массовое и целенаправленное ограбление всех остальных.
И защитный термин для грабителей узаконили—«коммерческая тайна»(!) Представьте картину: ГАИшники останавливают машину бандитов, только что ограбивших национальный банк, спрашивают, мол, откуда миллионы, а те—«коммерческая тайна!», менты берут под козырек и с поклоном пропускают. Нелепейшая картина, но мы-то и живем в этой нелепости. Так пусть мэр вспомнит о «Законе о доступе общественности к информации» и постановит с депутатами, что каждый тариф и каждая цена должна быть широко опубликована с подтверждением «экономического обоснования», и если где в какой, скажем, аптеке или горводоканале окажется, что в результате «экономического обоснования», прибыль предпринимателя составляет не нормальные 5-10%, а 120-300, безжалостно закрывать такие точки, штрафовать на величину годового дохода и привлекать к суду.
Это же не фантастика, это реальные шаги, не противоречащие законам уже существующим, даже если для этого придется восстановить структуру народного контроля взамен бесчисленных паразитных служб исполкомов. Это люди поймут и поддержат.
Тест второй. Всем известен закон, по которому государство гарантирует льготникам бесплатный проезд в общественном транспорте. И где он? Ловкие люди взяли и пришили к закону гирю через хитрую приписку «…при наличии в местных бюджетах средств на компенсацию затрат перевозчикам…». Средств на компенсацию умышленно не выделили, вот так закон и утопили. Так кто у нас в стране правит—закон, или приписки чиновников к нему?! Кто мешает голове из тех же штрафов (см. выше), которые стопроцентно поступают в местную казну, добавлять к государственным субвенсиям на компенсацию перевозчикам и выполнять закон на 100%?!
В итоге—все дети войны ездят бесплатно, ура! Но перевозчики Никополя и тут решили пенку снять—вроде и законный расчет тарифа представили, вот только в исходные данные для расчета вставили, что в Никополе общественным транспортом пользуются аж…19тыс. человек, остальные, по их глубокому убеждению, ездят на собственных «Линкольнах», отсюда закономерно и цена на проезд подскочила. По их лошадиной логике завтра они покажут, что число пассажиров сократилось до 2-х тысяч, и это будет для них основанием повысить стоимость проезда до 8-и грн. И кто мешает голове проверить лично, что означают стыдливые наклейки на автобусах и маршрутках типа «1-2 льготных места»? Пусть войдет и попробует их отыскать, а не найдя таковых, пусть водителя завтра же уволит, а его хозяина оштрафует на сумму годовой выручки! Это поубавило бы число шутников с законом, и народ бы его понял.
Тест третий. Для кого секрет, что похоронить своего отца или жену свою—это тому дай, и тому дай, гребут и врачи, и морг, и погребальщики, и музыканты, и сочувствующие, а выкопать могилку—дай вдвойне. Оно вроде и не жалко, но когда зарабатывают на свадьбах (вроде счастье привалило), это Бог с ним, но когда на горе деньги варят—это уже скотство! А жуликам это—всласть! Не дают своими руками выкопать могилу и привезти родное тело—«не положено» (это про родного человека)!
Только, мол, через нас, и гони деньгу! Какое от этого утешение усопшему и прибыль в городской бюджет—только конченый поймет. Ну ладно, скрипнули зубами и схоронили, так нет же, заявились под крышей ментов «металлисты», опрокинули памятник и унесли швеллера из-под памятника. Начинай все сначала с тем же результатом. И не ищите сочувствия у городской власти, разве что у садовников и огородников, разоренных теми же «металлистами». А решение в руках головы—взял да указом вместе с депутатами закрыл все пункты приема металлолома. И кончились все проблемы кладбища и садоводов! Да для нормального головы—это пара пустяков решить проблему кладбищ и металлолома, было бы желание, пока не вынесли. Вот это оценили бы, точно.
И последнее , но найменьшее, как говаривали древние греки—last, but not least. Голове никак нельзя пренебрегать бытовыми мелочами. Вот есть у нас фирменный магазинчик «Золотой ключик» между Площадью и так званным «Элитклубом». Прекрасная задумка, ведь каждая «фирма» бьется насмерть за свою репутацию, за это их и ценят. А что здесь? На витрине—два вида миндаля, сырой и жареный, и цена разная, сырой--по 188грн.за кг., жареный—по 212,но на вид они ничем не отличаются. Заходит голова, берет 100гм жареного для внучки, приносит домой и убеждается, что миндаль сырой ( причем с примесью арахиса).
Он не станет копаться в условиях хранения и добросовестности продавцов, просто ликвидирует договор аренды и лицензию на торговлю доброкачественным товаром и оштрафует на солидную сумму за шахрайство. Это и будет его действенная защита своих соплеменников. Ну разве это не реально или трудно?
Это, конечно, не весь перечень тестов, но и этого хватит, чтобы оценить качество выбора своего головы, и если какой кандидат возьмет предложенные тесты на вооружение, 90% поддержки избирателей ему будет обеспечено. Во всяком случае, «Дети войны» так считают.
Борис Кривчик
9 комментариев