В канун выборов Рада приняла закон «в пользу бедных», который никто, похоже, пока выполнять не собирается.
Под занавес
5 июня ВР проголосовала во втором чтении законопроект №9127 «О гарантиях государства по исполнению судебных решений». Напомним, что именно этот законопроект 9 сентября 2011 года на первом чтении привел к массовым акциям протеста. Тогда на защиту своих законных льгот встали афганцы и чернобыльцы. Дело в том, что в заключительном разделе закона, замаскировав свои замыслы нейтральным названием, власть хотела протащить ручное регулирование льгот. На вполне законном основании Кабмин мог отказать всем льготникам: нет средств в госбюджете – нет льгот.
После полугодового перерыва законопроект был вынесен на рассмотрение Рады и принят во втором чтении. В повестку дня он был внесен с голоса и проголосован «под занавес» - за десять минут до окончания пленарного заседания. Напомним, что в тот день Рада с утра скандалила вокруг закона о языках.
Объясним, почему почти все СМИ промолчали об этом законе – дело в том, что в его новой редакции была снята увязка льгот с бюджетом и прямо указано: финансирование льгот сохраняется на уровне не менее чем это было на 1 января предыдущего года. А скандальные антинародные положения, которые фактически лишали льгот 16 категорий граждан, по требованию фракции КПУ были исключены и вообще не голосовались.
- Принципиальное для КПУ значение имеет то, что закон в принципе предусматривает обязательное выполнение государством Украина судебных решений относительно льгот граждан и позволяет им защищать свои права в судебном порядке, - говорит политолог Андрей Золотарев. – Ведь власть приложила много усилий, чтобы сделать к сегодняшнему дню судебную защиту социальных прав граждан юридической фикцией. Да, закон во многом несовершенен, но это уже закон, а значит – хоть маленький, но шаг вперед.
Замкнутый круг
Закон вступит в силу с 1 января 2013 года и вносит изменения в законодательство, регулирующие обеспечение выполнений судебных решений в исках граждан против органов власти.
– Отныне Казначейство определяет сумму, срок выплаты, да и саму выплату, - говорит руководитель областной организации «Союз Чернобыль Украина» Олег Геращенко. – Но помимо решения суда, к заявлению в Казначейство нужно приложить документы, которые определит Кабмин в срок до 2014 года.
Получается, пока не будет перечня документов, не будет и выплат по решению суда.
- Но я бы назвал этот закон в его нынешней редакции - законом саботажа, - говорит вице-президент Союза аудиторов Украины Михаил Крапивко. – В нем выписана куча норм, зависящих от Кабмина. А если Кабмин не подготовит перечень документов?
Особое удивление вызывает статья 6 Закона, в которой средства (например льготы и пособия), выплаченные по решению суда, считаются убытками бюджета. А должностное лицо, действия которого привели к убыткам, несет за это ответственность согласно другим законам.
- И как по-вашему при такой норме будут приниматься судебные решения в пользу людей? – задает риторический вопрос Михаил Крапивко.
Теоретически закон должен работать так, чтобы действия власти не доводили людей до обращения в суд. Но как не обращаться в суд тем же детям войны или чернобыльцам, которых лишают положенных законом льгот и социальных пособий?
- А бюджет никогда не предусматривал средств для выплаты каких бы то ни было социальных компенсаций по решениям судов, - говорит Михаил Крапивко. – Суд обязывал платить казначейство, но оно не имеет ни юридического, ни морального права платить. Если бы авторы закона думали о верховенстве права, они бы внесли изменения в Бюджетный кодекс и заставили сформировать резервный фонд, за счет которого производились бы такие выплаты.
В законе №9127 есть единственный положительный момент – он прекращает действие моратория на изъятие госимущества. Но опять-таки эта норма тоже будет регулироваться в ручном режиме.
– В основополагающих принципах закона превышены полномочия Кабмина, - заявил академик, член Всеукраинского юридического совета Владимир Дон.
А по мнению политолога Андрея Золотарева, появился риск того, что в свете нового закона судебные решения будут всегда выноситься не в пользу граждан. Но от вопиющих случаев произвола людей он все же сможет оградить.
– Этот закон был необходим, но в наших реалиях он может обернуться проблемами для людей, - говорит Андрей Золотарев. – Причин тому может быть несколько - это и чиновничий произвол, нестыковки, своеобразное толкование норм закона.
Все проблемы - для бедных
По словам Михаила Крапивко, в экономической части у нас не выполняются все законы, которые защищают определенные категории граждан. Хотя льготы дает государство, оно не несет ответственности за них.
- Много было обещано, и не только существующей властью, а и всеми предыдущими, - говорит Владимир Дон, - но выполнять эти обещания невозможно. Что делают в других странах? Признаются: извините, мы не можем это выполнить, давайте будем затягивать пояса. Но там затягивают пояса все, а не только самые бедные. У нас же весь груз ложится на плечи именно самых бедных.
Наша олигархическая власть уже почти двадцать лет просит народ еще немного потерпеть и в очередной раз поднимает тарифы, цены, налоги и дает заработать очередные миллиарды избранному бизнесу.
- Было бы правильно, чтобы наши руководители вышли и сказали: да, тяжело, поэтому мы перестанем брать взятки, давать льготы своим предприятиям и так далее. Должна быть нравственная ответственность высших должностных лиц государства. Им надо начинать с себя, - уверены эксперты.
Цифры в тему
А вы стали богаче?
Количество украинских миллионеров в 2012 году, невзирая на тяжкий кризис, увеличилось на 754 человека - до 2291. Вместе они за год заработали 15,1 миллиарда – на треть больше, чем в 2011-м.
Марина Кравченко
Газета ГОРОЖАНИН
7 комментариев