Как в свое время пошутила одна команда КВН: «Невозможно сложить слово ВЕЧНОСТЬ из букв О П Ж и А». Несмотря на все бравурные заявления действующей власти, экономическая ситуация в стране все больше характеризуется названием белого пушистого лиса по имени «песец».
Увы, наш регион не стал исключением и особенно это коснулось ферросплавных предприятий Марганца, Никополя и Орджоникидзе, социально-экономическое благополучие которых во многом зависит от работы таких градообразующих предприятий как Марганецкий горно-обогатительный комбинат, Никопольский завод ферросплавов и Орджоникидзевский горно-обогатительный комбинат.
И если в 2014 и большей части 2015 года эти предприятия, находящиеся под контролем группы «Приват» отработали достаточно стабильно, то к концу 2015 года они стали заложником общего кризиса в украинской металлургии. падение цены на ферросплавы на мировых рынках (да господа, падает не только цена на нефть, но еще и на руды и прочие ресурсы), снижением объемов производства непосредственно в украинской металлургии.
В Украине, как известно три ферросплавных завода Никопольский, Запорожский и Стахановский. Стахановский более года находится в зоне боевых действий и не работает. Никопольский завод ферросплавов к концу 2015 года так же накопил огромные запасы нереализованных ферросплавов и уменьшил объемы производства на 50%. Как стало известно, Запорожский завод ферросплавов принял решение законсервировать один из своих цехов. В оставшихся трех цехах из 21 печки в работе остаются примерно 10.
При таких раскладах, те объемы марганцевого концентрата и агломерата, которые добывали Орджоникидзевский и Марганецкий ГОКи стали просто не нужны. Марганецкий ГОК остановил свою работу с 15 декабря.
А с 25 декабря к категории «простаивающих счастливчиков» попадает и Орджоникидзевский горно-обогатительный комбинат.
Сказать, что этот простой стал большой неожиданностью нельзя. Слухи о остановке (а то и продаже комбината) ходили еще с октября. Ожидалось, что работающим ОГОК держат только до конца выборов, но в целом ОГОКу повезло проработать до конца года, хотя по словам его руководства вполне мог остановится еще в ноябре или начале декабря. На данный момент, по словам председателя правления комбината (а с недавних пор и депутата областного совета) Сергея Шуваева, комбинат накопил на складах порядка 400 тысяч тонн готовой продукции. «Для комбината критичной цифрой является показатель в 400 тысяч тонн продукции на складах исходя из опыта наших прошлых простоев», – отметил он.
На данный момент планируется, что ОГОК будет стоять в январе-феврале. Часть работников (это примерно 1500 человек из 4900 от сегодняшней численности.) будет задействовано на охране и прочих работах, а остальные будут находится на простое и получать только предусмотренные законом 2/3 тарифа-оклада. Как это кажется на благосостоянии людей (а также на наполнении городского бюджета) объяснять не приходится. Уже сейчас в городе зафиксировано значительное увеличение краж и других имущественных преступлений.
При этом в администрации комбината отмечают колоссальный дефицит средств и то, что экономить им приходится на всем. У комбината огромные долги перед поставщиками, которые ему оплачивать особо нечем. Как отметит Сергей Шуваев: «Хочу подчеркнуть, что ситуация очень и очень непростая. И экономить придется везде, где только можно. Дефицит средств колоссальный и все ресурсы мы направляем исключительно на то, чтобы выплатить заработную плату, оплатить электроэнергию и топливо. Мы вынуждены затормозить платежи по заключенным контрактам, могут возникнуть задержки с выплатой в декабре материальной помощи к отпуску. Экономить приходится на всем. В частности, мы убедили управляющую компанию отказаться от вневедомственной охраны, чтобы самим охранять свое имущество и дать нашим людям работу. Хотя чтобы уменьшить затраты мы были вынуждены идти на то, чтобы выводить на охрану работников с не самым высоким разрядом».
Еще одним тревожным моментом стало заявление о грядущей консервации Богдановской агломерационной фабрики в связи с отсутствием спроса на агломерат. До недавнего времени этот вид продукции был для комбината особо важен и с его производством была «завязана» работа сразу нескольких карьеров и фабрик. Если ситуация с агломератом не улучшиться, то кроме потери Богдановской аглофабрики могут начаться проблемы в работе других подразделений.
В общем, цитируя фразу из советского кинофильма «Было от чего впасть в отчаяние». Все тот же Сергей Шуваев честно признается: «Длительность этого простоя спрогнозировать сложно. Правлением подготовлена программа производства на 2016-й год с полным простоем в январе-феврале, и запуском всех карьеров начиная с марта 2016 года. По оптимистичным прогнозам, новый концентра у нас появится не раньше апреля. Исходя из сегодняшней отгрузки готовой продукции, до апреля наши запасы готовой продукции на складах уменьшаться примерно на 150 тысяч тонн. Гарантировать, что этот план воплотиться в жизнь я не берусь. Все будет зависеть от динамики цены и спроса на ферросплавы».
Тем не менее, руководитель комбината отмечает, что определенные позитивные сигналы есть. Если в сентябре-октябре цена на марганцевое сырье неуклонно снижалась, то сегодня есть основания полагать, что цены достигли своего дна. Появилась информация, что уже в Китае буквально на 1-2% цена на сырье начала расти, что внушает некоторый оптимизм.
Как бы там не было, но все зависит от общей ситуации на рынке. Если все будет развиваться оптимистично, то ОГОК постоит несколько месяцев, немного уменьшит запасы готовой продукции и вновь запуститься в работу. О пессимистическом варианте развития событий даже думать не хочется.
Ясно одно – отечественные ферросплавные предприятия в очередной раз, выражаясь языком авиации, «вошли в штопор». Удастся ли с него выйти – покажет время.
4 комментария