Заразная эта штука—ностальгия, так и тянет оглянуться и сравнить. Ведь чем в недавнем прошлом были выборы? Правильно, праздником всенародным с песнями и плясками, пришел в костюмчике, кинул бумагу в урну без раздумий, посмотрел концерт, в буфете с другом жахнули по сто пятьдесят с пирожком и довольные пошли «забивать козла». А результат голосования и за кого именно—ну кого это интересует?
Из года в год избранники иногда меняются, но цифра 99,9% остается постоянной. А между праздниками будни—те, кого люди избрали, следят, чтобы избиратели по жизни не опускались ниже прожиточного уровня и чтобы каждый работал, производя материальные ценности, которые вносились в общую копилку. Из нее избранники потом черпали и на армию, и на прочий аппарат подавления, и себя не забывали, живя изысканно, но не напоказ. А чтобы это было навсегда, всех инакомыслящих прятали от глаз людских по тюрьмам, особенно бандеровцев, таких как Василь Стус, Левко Лукьяненко да Степан Хмара, и приучили население любить только своих, презирая другие народы. Эта многолетняя привычка так въелась в сознание людское, что русские (как официальные преемники Союза) и сейчас не любят украинцев (заодно и американцев), а клятых бандеровцев летчицу Надю Савченко и кинематогрофиста Сенцова упекают в тюрьмы. По задумкам кремлевских идеологов ничто лучше этого не цементирует единство нации, их нации.
В какой-то исторический момент Украина решилась на независимость и поставила своей задачей идти по пути беспрерывного улучшения, улучшения и еще большего улучшения жизни народной, чтобы все соседи полопались от зависти. Но оказалось, что показать этот путь, хотя бы рукой, на Украине некому, не родился еще у нас свой Моисей. Пришлось надеяться, что народ сам, путем волеизъявления, т.е. выборов, выдвинет из своих рядов таких вожаков, знающих, куда идти и как.
И потекла череда выборов, напоминающих блуждание в трех соснах в поисках хотя бы подходящей избирательной системы—то по одному пытались полюбить избранников, то целыми партийными отарами, то из смешанного винегрета хоть что-то приличное выловить. История дала беспощадную оценку—за 25 лет исканий украинский народ НИ РАЗУ не угадал с выборами, избрание НИ ОДНОГО президента, НИ ОДНОЙ Верховной Рады, НИ ОДНОГО городского (сельского) головы не подвинуло народ хоть на миллиметр к такой желанной лучшей жизни. Беспристрастная статистика показывает, что от выборов до выборов народ стабильно живет все хуже, хуже и хуже, а те, кому он доверяет править собой и страной, живут все лучше, лучше и лучше. Подобную картину красочно описал Н.Гоголь в «Пропавшей грамоте», там казака угораздило сесть ужинать с чертями, он накалывает кусок аппетитного розового сала, подносит ко рту, уже вот-вот касается его губами, предвкушая наслаждение, тут сало таинственным образом исчезает, и вот уже какой-то черт смачно жует это сало над ухом обалдевшего казака.
Последние выборы явно не явились исключением, хотя бы потому, что не разрешили ни одной проблемы, зато вопросов накинули!... Пять конституционных судов не ответят. Скажем, приходит избиратель на участок, жадно ищет знакомую фамилию кандидата, достойного его уважения, голосует за него и так же жадно ждет результатов его свободного волеизъявления. Но, о ужас!, его избранник просто испарился из всех списков по причине того, что партия кандидата, о которой избиратель знает только понаслышке, не добрала каких-то процентов, и всех ее кандидатов ликвидировали как класс. Казалось бы, что тут такого необычного, ведь в Украине и не такое откалывают? Но такой пустяк местного разлива вызывает у простого человека массу вопросов ко всей избирательной и политической системе страны.
Где искать народного избранника, которого привыкли видеть «смотрящим» на конкретной территории, в какой приемной? Кому передавать свои предусмотренные законами жалобы и предложения? В партийные комитеты? Если так, то может наряду с человеческими избирательными округами слепить несколько партийных округов, на которых все желающие смогут выбирать себе подходящую партию? Может, людям со своими чаянями напрямую обращаться к голове, исполкому и горсовету? Но, во-первых, зачем тогда впустую избирать депутатов и голов по головам, когда можно было проголосовть за всех них скопом? Во-вторых, люди уже пробовали бить челом таким образом, но в ответ получали дружный ответ, что депутаты, исполком и голова по отдельности и все вместе в городе имеют влияние, грубо говоря, исключительно на тарифы по вывозке мусора, всем остальным распоряжаются из Киева президент, Верховная Рада, кабмин и НКРЕ.
Так может, не швырять деньги на ветер, а сразу избирать Верховную Раду и президента со своим кабмином и иметь с ними дело напрямую? А НКРЕ для пользы дела поставить к стенке, все равно газа в Никополе они не нюхали, а тарифы на него определяют по размеру взятки газовых магнатов? Или искать среди своих отважного голову, который ради людей Никополя не побоится ехать в Киев воевать с самим президентом за наши права? И, в конце концов, перед кем наши депутаты собираются отчитываться и где их искать, если народ возжелает их отозвать? И что делать, если народ захочет, скажем, в каждом дворе оборудовать детские площадки (да и президент вроде обещал), а партийные депутаты и партийный голова со вздохом сообщат людям, что партия решила в каждом дворе оборудовать вместо площадок бомбоубежища?
Можно поставить еще с сотню вопросов, но и без этого ясно, что новая избирательная система и сами выборы—такой же блеф, как мир по Минским соглашениям, как Сенина великая китайская стена вдоль границы с Россией, его же субсидии и нормы на газ, бесплатное образование и медицина и сказка о полной власти народа в Украине.
Это по форме. А качество выборов полностью отражает разницу между желаемым и достигнутым. Наше общество делится на явных деловаров, людей интеллигентных—врачей, учителей, людей средней обеспеченности—это те, кто обеспечен постоянной работой, или те, кто ушел в мелкий бизнес, чтобы избежать обнищания, и людей незащищенных—молодых матерей, инвалидов, пенсионеров, ветеранов и т.п. По логике, в депутаты должны были пройти представители всех групп, которые знают, чем дышит его сословие и как его защищать. И много мы таких видим? На практике, прошли в большинстве те, кто готов защищать интересы партий, их выдвинувших, ну, а свои интересы им сам Бог велел защищать в первую очередь. К примеру, разве можно ожидать от депутата—владельца автобусных маршрутов, что он так и кинется снижать тарифы на проезд в угоду детям и малообеспеченным? Бред, конечно.
И еще кое-что об интеллектуальной стороне процесса. По грубому, уровень любого общества оценивается тем, сколько в нем людей умных и сколько придурков. Так вот, выборы показали, что в Никополе придурков ровно столько, сколько процентов проголосовали за Старуна, даже если среди них сплошь те, кто размечтался о возврате коррупционного воровского разгула. К ним можно было бы приплюсовать и тех, кто проголосовал за Оппозиционный блок, но можно сказать и мягче, медицинским термином—люди просто недообследованные. Иначе как объяснить парадокс, что к ним заблудил на огонек вполне нормальный человек—Д.Осыка? Ведь говорят, что вовсе не пьющий, так надо ж такое… Он по духу все же ближе к Матькивщине, хотя и к тем есть логичный вопрос—где они были, когда «Громадьська сила» поднимала народ на борьбу с газовым агрессором? Одно утешает, что есть целые страны с еще большим количеством придурков, вон в России, говорят, на Путина молятся под 90% единомышленников.
Создается впечатление, что эти выборы не на века, народ привычно примеряется, кого ж из стоящих выбирать на следующих выборах президентом, народным депутатом, или головой города Никополя? А атмосфера такова, что дай нам, Боже, чтобы не стало реальностью пророчество великого Кобзаря:
«…Добра не жди,
Не жди сподіваної волі,
Вона поснула, цар Микола
ЇЇ приспав. А щоб збудить
Хирену волю, треба миром,
Громадою обух сталить,
Та добре вигострить сокиру,
Та й заходиться вже будить.».
Борис Кривчик
8 комментариев