Буква законности в маленьком горняцком городе Орджоникидзе гуляет своей вычурной дорогой, что в очередной раз подтвердили последние события. На прошедшей неделе орджоникдзевцы были попросту ошарашены, когда в городских автобусах появились объявления, бравурно сообщающие пассажирам «благую весть». Весть о том, что «с 1 апреля проезд в автобусах составляет 4 гривны» (вместо 3-х гривен). И 3 грн 50 копеек для пенсионеров (вместо 2,5 грн)». Горожане такой вот «1-апрельской шутки» не поняли, и сейчас объясним почему.
То, что затраты перевозчиков за последнее время выросли, понятно и так. Поэтому мало кто ставит под сомнение сам факт теоретической необходимости скорректировать действующие тарифы. Другой вопрос, что новость о повышении прозвучала резко и неожиданно, словно «удар серпом по самому дорогому».
Как известно, действующее законодательство предусматривает, что перевозчик будет согласовывать тарифы с местными органам власти. Это целая процедура, при которой перевозчик обязан проводить тарифную политику согласно законодательства Украины.
На это, в частности, указывает и объявление о проводимом конкурсе перевозчиков, опубликованного в феврале этого года в муниципальной газете «Козацька Вежа№. Там прямо сказано:
«зміна вартості проїзду здійснюється згідно рішення міськвиконкому, яке приймається на підставі звернення перевізника з наданням розрахунків на їх зміну. Самостійне збільшення вартості проїзду не допускається».
То есть, априори самостоятельно перевозчик изменить тарифы не может и должен был согласовать их с орджоникидзевским исполкомом. Но тут возникает другой аспект. Даже если исполком принял обращение согласовать повышение стоимости проезда, то он обязан был опубликовать проект этого регуляторного акта.
На это, в частности, прямо указывает, Закон України "Про засади державної регуляторної політики у сфері господарської діяльності" где стаття 9 прямо говорит о том, что «Оприлюднення проектів регуляторних актів з метою одержання зауважень і пропозицій. Строк, протягом якого від фізичних та юридичних осіб, їх . об'єднань приймаються зауваження та пропозиції, встановлюється розробником проекту регуляторного акта і не може бути меншим ніж один місяць та більшим ніж три місяці з дня оприлюднення проекту регуляторного акта та відповідного аналізу регуляторного впливу».
Также стоит упомянуть и Статью 13. «Способи оприлюднення документів, підготовлених у процесі здійснення регуляторної діяльності», где также прямо указывается, что:
«Повідомлення про оприлюднення проекту регуляторного акта з метою одержання зауважень і пропозицій, проект регуляторного акта та відповідний аналіз регуляторного впливу оприлюднюються шляхом опублікування в друкованих засобах масової інформації розробника цього проекту, а у разі їх відсутності - у друкованих засобах масової інформації, визначених розробником цього проекту, та/або шляхом розміщення на офіційній сторінці розробника проекту регуляторного акта в мережі Інтернет».
То есть, если исходить из буквы закона, орджоникидзевский исполком должен был опубликовать проект изменения тарифов, чтобы все желающие могли заранее внести свои предложения по этому поводу. Ну хотя бы позвонить и сказать что то в стиле «вы там, хорошие люди, вообще себе думаете….». Но вот в чем заковыка – ничего этого сделано не было. В местной муниципальной газете в феврале-марте не было ни одной публикации о грядущем изменении стоимости проезда!
Более того, даже если выходить из того, что исполком дал добро на повышении стоимости проезда, то и это решение должно было быть опубликовано в СМИ. Статья 59 соответствующего Закона (Акти органів та посадових осіб місцевого самоврядування) гласит:
«5. Акти органів та посадових осіб місцевого самоврядування нормативно-правового характеру набирають чинності з дня їх офіційного оприлюднення, якщо органом чи посадовою особою не встановлено пізніший строк введення цих актів у дію».
А теперь внимание вопрос знатокам – а где было официально опубликовано это решение? А нигде! Мы внимательно изучили все публикации газеты «Козацька Вежа» официального печатного органа города. Ничего нет. Начали искать на официально сайте Орджоникидзевского городского совета – тоже пусто. А ведь по идее, если «добро» на повышении стоимости проезда дали, то горожан об этом надо хотя бы за месяц предупредить, а не за одну неделю до повышения. Ну хотя бы для того чтобы люди успели от души поматериться и подготовиться к дополнительным расходам.
В этой ситуации напрашивается не очень хороший вывод. Либо перевозчики так сказать проявили «самодеятельность» и решили повысить стоимость проезда без согласия орджоникидзевского исполкома. Либо оджоникидзевские чиновники нарушили Закон и повышении тарифов в городском транспорте, по сути дела, является НЕЗАКОННЫМ.
* * *
Все сегодня понимают, что сегодня дорожает все и вся. Но вот только эта 1-апрельская шутка с повышением стоимости проезда орджоникидзевцам явно не понравилась. Люди возмущены тем, что их даже не предупредили о повышении заранее. Немаловажный аспект – в Орджоникидзе сами автобусы и газозаправочную станцию (АГНКС-45) прямо ассоциируют с одним из влиятельных городских чиновников. Прозрачного механизма ценообразования в Орджоникидзе как не было, так и нет. Реальный пассажиропоток отследить невозможно (билеты в автобусах выдают, разве что, самым настойчивым). Поэтому вопрос, насколько нужно (или не нужно) подымать стоимость проезда, тоже весьма непростой. Повышение более чем на 30% цены проезда может восприниматься людьми не как вынужденная мера, требуемая для того, чтобы перевозчик не работали «в минус». А, скорее, как попытка удержать барыши и прибыли перевозчиков за счет горожан.
Хочется надеяться что в ближайшее время орджоникидзевские власти дадут четкий ответ законным ли вообще является сам факт повышения. А пока что с 1-го апреля орджоникидзецев ожидает новая дыра в бюджете, о которой удосужились предупредить только путем объявлений в самих автобусах. Действительно, зачем тратить время на то, чтобы объяснить почему они должны раскошелиться. Пипл мол, все равно схавает…
7 комментариев