"Кто в клетке зачат — тот по клетке плачет,
и с ужасом я понял, что люблю
ту клетку, где меня за сетку прячут,
и звероферму — родину мою."
Евгений Евтушенко
При социализме я чуть ли не каждый день слышал, что советские люди в принципе все равны. Это равенство мы наблюдали со школьных лет. Девочки должны быть одеты по форме, мальчики острижены наголо. Если кто-то нарушал это правило, вызывали родителей.
У меня до сих пор хранится групповой портрет нашего класса. Но на нем нет Вани Бондаренко. Он упрямо приходил в класс с маленьким чубчиком на голове. Это возмущало учителей. Уговоры на него не действовали. И вот однажды, чтобы восстановить нарушенное равновесие, Ваню привели в учительскую. Там его ждал физрук с парикмахерской машинкой. Ваню пытались усадить на стул, но он вырвался из рук, забежал в класс, вскочил на подоконник и отчаянно прыгнул со второго этажа. К счастью, удачно приземлился на свежевскопанную цветочную клумбу. Потом родители перевели его в другую школу.
Поступок Вани, конечно же, обсуждался на классном и родительском собраниях. Все учителя, дети и их родители говорили, что их усилия в первую очередь должны быть направлены на воспитание нового человека, который не будет противопоставлять себя обществу, а почувствует себя строителем социализма, когда "я" и "мы" будут сливаться в неразрывное целое. А сложиться такой коллектив может лишь на основе глубокого идейного сплочения и столь же глубокого эмоционального сближения и взаимопонимания.
Вот в таком духе школьников искусственно обезличивали. Они теряли индивидуальность, чувствовали себя одинокими, их поглощало бессилие, так как никто не интересовался их внутренним миром (главное, чтоб прическа соответствовала).
А потом, когда вырастали из детских штанишек, многие становились стилягами и в знак протеста против навязываемого вкуса делали вызывающую прическу «кок», носили на себе то, что им нравится: шляпы с широкими полями и мешковатые пиджаки, яркие широкие штаны (их затем сменили брюки-дудочки), галстуки и носки самых разных расцветок. Появились двубортные пиджаки. Большую популярность приобрели болоньевые плащи. А еще у них был повышен интерес к западным, т.е. «буржуазным», танцам и музыке.
Неприятие строгой коммунистической морали, которая превращала людей в серую массу, обходилась стилягам встречной критикой со стороны властей. Против них были направлены газетные фельетоны, выступления штатных «активистов» на собраниях, «боевые листки», «молнии», «комсомольские прожекторы». В этой связи мне вспоминается «Комсомольский прожектор», на котором художник нарисовал моего знакомого, стилягу, в ярких красках, с такой подписью: «Недалек от краха Анатолий Махов». Листовку эту разместили на видном месте в старой части города, где собиралась по вечерам молодежь. Но задуманная идея получила обратное действие: Анатолия все любили, и после этого он стал еще популярнее в городе.
Воспитанию «нового человека», т.е.всесторонне развитой гармоничной личности не помог и практический опыт, осуществленный знаменитым советским педагогом Андреем Макаренко. Вспомним, что в трудовую колонию, начальником которой он был, присылали молодых бандитов, убийц, грабителей, воров, проституток. Макаренко предлагал систему коллективного труда как способ перевоспитания любого человека, но эта система не позволяла в среде колонистов выделиться так называемой "элите”. Все должны быть равны и точка! Никому «не высовываться»!
Я хорошо помню, как нечто подобное в воспитании нерадивых работников применялось на Южнотрубном заводе. Якобы по инициативе снизу, а на самом деле под прессом сверху, бригады брали на себя коллективную материальную и моральную ответственность за нарушение дисциплины своим товарищем по труду. Ушел в запой товарищ, или обматерил начальника, или вывел из строя станок—давай, бригада, отвечай за паршивца частью зарплаты, читай ему мораль наподобие той, что прозвучала в фильме «Операция «Ы»: «В то время, как космические корабли бороздят просторы вселенной, ты, такой-сякой подводишь всех нас…»
Здесь напрашивается аналогия из нынешнего времени: воинствующий, неукротимый горгаз отключает от газа весь подъезд дома на том лишь основании, что какая-то одна семья является должником. Метод воспитания--как привет из прошлого: сидите без еды, без горячей воды до тех пор, пока не образумите своего соседа. А кто, как не горгаз, должен уважать права человека, подавать на неплательщика в суд, искать техническую возможность отключения газа от индивидуального пользователя?
И почему эта проблема стала одной из злободневных и не решаемых в Никополе?
Одним словом, как ни стараются стричь нас под одну гребенку, а мы все больше убеждаемся, что равенства не было и нет, что неравенство самой природой заложено--одни рождаются здоровыми, другие болезненными, у всех разное телосложение, нас невозможно «перекрасить» в один цвет, дать нам одинаковое образование, создать условия для равноправного получения социальных благ (кому-то приходилось стоять в очереди на квартиру пять—десять лет, а кому-то давали ее сразу). В конечном итоге и Советский Союз потому развалился, что коммунистическая идеология показала свою несостоятельность, исчерпала себя.
Но мы не случайно созданы такими разными – мы дополняем друг друга, создаем целостную систему. Давайте радоваться нашим различиям, тому, что у нас есть только наша энергия, мы можем ее развивать, а можем и не развивать. Причем тут другой? Другой, он и есть другой, с самого рождения. У него другой потенциал, другие возможности, деньги и т. д. Но, нет же, на этом сравнении строится политика, и у человека возникают все виды невроза. Нас эксплуатируют, показывая нам, что такие, как есть, мы несовершенны. Но мы и не должны быть совершенными. Мы должны быть собой и не терять свою индивидуальность.
Виктор ЧУМАК
11 комментариев