ВСІ НОВИНИ:

Кто из нас равнее?

 "Кто в клетке зачат — тот по клетке плачет,
и с ужасом я понял, что люблю
ту клетку, где меня за сетку прячут,
и звероферму — родину мою."

Евгений Евтушенко 
Кто из нас равнее?

При социализме я чуть ли не каждый день слышал, что советские люди в принципе все равны. Это равенство мы наблюдали со школьных лет. Девочки должны быть одеты по форме, мальчики острижены наголо. Если кто-то нарушал это правило, вызывали родителей. 

У меня до сих пор хранится групповой портрет нашего класса. Но на нем нет Вани Бондаренко. Он упрямо приходил в класс с маленьким чубчиком на голове. Это возмущало учителей. Уговоры на него не действовали. И вот однажды, чтобы восстановить нарушенное равновесие, Ваню привели в учительскую. Там его ждал физрук с парикмахерской машинкой. Ваню пытались усадить на стул, но он вырвался из рук, забежал в класс, вскочил на подоконник и отчаянно прыгнул со второго этажа. К счастью, удачно приземлился на свежевскопанную цветочную клумбу. Потом родители перевели его в другую школу.

Поступок Вани, конечно же, обсуждался на классном и родительском собраниях. Все  учителя, дети и их родители говорили, что их усилия в первую очередь должны быть направлены на воспитание нового человека, который не будет противопоставлять себя обществу, а почувствует себя строителем социализма, когда "я" и "мы" будут сливаться в неразрывное целое. А сложиться такой коллектив может лишь на основе глубокого идейного сплочения и столь же глубокого эмоционального сближения и взаимопонимания. 
 
Вот в таком духе школьников искусственно обезличивали. Они теряли индивидуальность, чувствовали себя одинокими, их поглощало бессилие, так как никто не интересовался их внутренним миром (главное, чтоб прическа соответствовала).  
 
А потом, когда  вырастали из детских штанишек, многие становились стилягами и в знак протеста против навязываемого вкуса делали вызывающую прическу «кок», носили на себе то, что им нравится: шляпы с широкими полями и мешковатые пиджаки, яркие широкие штаны (их затем сменили брюки-дудочки), галстуки  и носки самых разных расцветок. Появились двубортные пиджаки. Большую популярность приобрели болоньевые плащи. А еще у них был  повышен интерес к западным, т.е. «буржуазным», танцам и музыке.
 
Неприятие строгой коммунистической морали, которая превращала людей в серую массу, обходилась стилягам встречной критикой со стороны властей. Против них были направлены газетные фельетоны, выступления штатных «активистов» на собраниях, «боевые листки», «молнии», «комсомольские прожекторы».  В этой связи мне вспоминается «Комсомольский прожектор», на котором художник нарисовал моего  знакомого, стилягу, в ярких красках, с такой подписью: «Недалек от краха Анатолий Махов».  Листовку эту разместили на видном месте в старой части города, где собиралась по вечерам молодежь. Но задуманная идея получила обратное действие: Анатолия все любили, и после этого он стал еще популярнее в городе.
 
Воспитанию «нового человека», т.е.всесторонне развитой гармоничной личности не помог  и практический опыт, осуществленный знаменитым советским педагогом Андреем Макаренко. Вспомним, что в трудовую колонию, начальником которой он был, присылали молодых бандитов, убийц, грабителей, воров,  проституток.  Макаренко предлагал систему коллективного труда как способ перевоспитания любого человека, но эта система  не позволяла в среде колонистов выделиться так называемой "элите”. Все должны быть равны и точка! Никому «не высовываться»! 

Я хорошо помню, как нечто подобное в  воспитании нерадивых работников применялось на Южнотрубном заводе. Якобы по инициативе снизу, а на самом деле под прессом сверху, бригады брали на себя коллективную материальную и моральную ответственность за нарушение дисциплины своим товарищем по труду. Ушел в запой товарищ, или обматерил начальника, или вывел из строя станок—давай, бригада, отвечай за паршивца частью зарплаты, читай ему мораль наподобие той, что прозвучала в фильме «Операция «Ы»: «В то время, как космические корабли бороздят просторы вселенной, ты, такой-сякой подводишь всех нас…»
 
Здесь напрашивается аналогия из нынешнего времени: воинствующий, неукротимый горгаз отключает от газа весь подъезд дома на том лишь основании, что какая-то одна семья является должником. Метод воспитания--как привет из прошлого: сидите без еды, без горячей воды до тех пор, пока не образумите своего соседа. А кто, как не горгаз, должен уважать права человека, подавать на неплательщика в суд, искать техническую возможность отключения газа от индивидуального пользователя?
 
И почему эта проблема стала одной из злободневных и не решаемых в Никополе? 
Одним словом, как ни стараются стричь нас под одну гребенку, а мы все больше убеждаемся, что равенства не было и нет, что неравенство самой природой  заложено--одни рождаются здоровыми, другие болезненными, у всех разное телосложение, нас невозможно «перекрасить» в один цвет, дать нам одинаковое образование, создать условия для равноправного  получения социальных благ (кому-то приходилось стоять в очереди на квартиру пять—десять лет, а кому-то давали ее сразу). В конечном итоге и Советский Союз  потому развалился, что коммунистическая идеология показала свою несостоятельность, исчерпала себя.
 
Но мы не случайно созданы такими разными – мы  дополняем друг друга, создаем целостную систему. Давайте радоваться нашим различиям, тому, что у нас есть только наша энергия, мы можем ее развивать, а можем и не развивать. Причем тут другой? Другой, он и есть другой, с самого рождения. У него другой потенциал, другие возможности, деньги и т. д. Но, нет же,  на этом сравнении строится политика, и у человека возникают все виды невроза. Нас эксплуатируют, показывая нам, что такие, как есть, мы несовершенны. Но мы и не должны быть совершенными. Мы должны быть собой и не терять свою индивидуальность.
Виктор ЧУМАК


Больше комментариев на страницах газеты "ГОРОД Никополь" в соцсетях:

 facebooktelegram,  twitter,Google +, и видео на нашем канале: Канал на youtube


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

11 комментариев

Андрей Ч. 15 декабря 2014 14:03
Это равенство мы наблюдали со школьных лет. Девочки должны быть одеты по форме, мальчики острижены наголо. Если кто-то нарушал это правило, вызывали родителей.

Во многих странах Запада, сейчас начали массово вводить в Школах, колледжах, и ВУЗах свою(!) форму. Она все же дисциплинирует, и не позволяет "выказывать" своего превосходства над другим таким же учеником, будь он менее богат, а "мажору" не будет возможности "подавить" своим видом рядом стоящих. И формой там кстати, гордятся. Это атрибут их уровня развития интеллекта.
То, что перегибы были, есть и будут, так это знает и младенец.
Горгаз, Энергонадзор, Горводоканал начинают применять драконовские методы. Хочешь-не хочешь, кого это интересует? Плати!
Скоро не то что чубчики на голове перестанем растить, на них тоже могут налог ввести, так и лысины "замазывать" будем, так как они будут выполнять роль термостанции, и данные коммунальные структуры станут Не НУЖНЫ!
  • 0
szlahta 15 декабря 2014 14:09
Цитата: Андрей Ч.
и не позволяет "выказывать" своего превосходства над другим таким же учеником, будь он менее богат

Служил я в училище...Все ходили в ПШ.Но отдельные сыны полковников ходили в пошитых на спецзаказ и с элитных тканей!
Так что форма не эталон!
  • 0
Андрей Ч. 15 декабря 2014 14:39
Цитата: szlahta
Но отдельные сыны полковников ходили в пошитых на спецзаказ и с элитных тканей!
Так что форма не эталон!

Форма не эталон это вы правильно сказали, и даже если у одного длиннее, а другого короче, от этого женщинами они не становятся.
Армия более всех стандартизированная структура, и сравнивать военные училища и гражданские учебные заведения дело неблагодарное.
Человек(!) после окончания обучения проявляет себя, или та Сво, или Личность!!).
Психика детей, подростков и взрослых различная. У кого более ранимая, это еще вопрос.
  • 0
Pavel Makarov 15 декабря 2014 15:24
"..читай ему мораль наподобие той, что прозвучала в фильме «Операция «Ы»: «В то время, как космические корабли бороздят просторы вселенной, ты, такой-сякой подводишь всех нас…»

Ну-ка, кто помнит эту кукольную репризу про хулигана в начале 60-х?
Не хочу работать я
Ни в малейшей дозе.
Я не трактор и не плуг,
Даже не бульдозер!
А ты рот не разевай,
Газеточки почитывай,
А ну, давай, давай, давай
Меня перевоспитывай!....
  • 0
Верона 15 декабря 2014 15:34
Из статьи
При социализме я чуть ли не каждый день слышал, что советские люди в принципе все равны. Это равенство мы наблюдали со школьных лет. Девочки должны быть одеты по форме, мальчики острижены наголо. Если кто-то нарушал это правило, вызывали родителей.

Мне нравятся статьи Виктора Юрьевича. Они заставляют кое о чём задумываться, кое-что вспомнить… Люди равны – это не значит, что они одинаковые… Как мне запомнилось, смысл коммунистической идеологии был именно в социальном равенстве, в том, что все люди должны иметь равные права и возможности. Действительно, в советских школах требовали одинаковую форму. Мальчиков заставляли коротко стричься, девочкам запрещали маникюр и косметику. Была ли у детей возможность как-то выделиться? Была! Можно было проявить себя в учёбе, в общественной жизни, в спорте и художественной самодеятельности. Все кружки и спортивные секции дети могли посещать БЕСПЛАТНО!
  • 0
Gagarin 15 декабря 2014 15:39
Для тех кто считает что мы равны

http://patrioty.org.ua/a-myi-russkie-ni-h-ya-ne-imeem-rosiyani-b-yutsya-v-cherzi
-za-m-yasom/
  • 0
Pаиса 15 декабря 2014 16:21
Цитата:"...мы несовершенны. Но мы и не должны быть совершенными. Мы должны быть собой и не терять свою индивидуальность."
Не согласна). Если не стремиться к самосовершенствованию, и не призывать к этому никого, то расплодятся такие, как горгаз). Они себя во всём устраивают, и они будут ссылаться на Вас, что Вы им разрешили быть не похожими на других и не терять свою индивидуальность)))

Цитата: Gagarin
Для тех кто считает что мы равны

Вы так много рассказываете(через ссылки в том числе) негативного, что у меня столько позитива не хватит, чтобы Вас (ну и других, конечно) перевесить. А в природе, по-любому, всё стремится к равновесию, и скоро, чтобы позитива было достаточно, весь негатив устранится сам по себе. Прорвёт, как чиряк, и истечёт. Не верите? Скоро поговорим об этом, лет через...И, надеюсь, на этом, а не на том свете.
  • 0
Верона 15 декабря 2014 18:13
Из статьи
Воспитанию «нового человека», т.е.всесторонне развитой гармоничной личности не помог и практический опыт, осуществленный знаменитым советским педагогом Андреем Макаренко.

Да, воспитывали... В школе, кстати, раньше объясняли, что "человек человеку — друг, товарищ и брат". Как стали воспитывать после развала СССР? Коммунистическая идеология ушла, а чем её заменили? Сейчас такое впечатление, что люди живут по законам джунглей – выживает сильнейший...
Цитата: Gagarin
Для тех кто считает что мы равны

Все люди разные...Однако (по идее), мы все равны перед законом, а также перед Богом.
  • 0
Честный 15 декабря 2014 22:17
Согласно Конституции перед Законом все равны, но в жизни почему то оказыва
ются некоторые равней. Судят как правило не маститых корупционеров, а так
называемых "шестерок", а если кто то из "избраных" по какой то случайности
таки попадает, то это специальная зона и другие преференции. Снова хотят
менять Конституцию, но мне кажется надо не менять, а научиться ёё выполнять,
начиная с Президента, министров, депутатов и других "можновладцив". Это помоему
одна из самых актуальных реформ на сегоднешний день.
А индивидуальность каждого индивидума необходимо развивать, а не подавлять.
В этом наша школа по большому счету ещё не вышла из "совка".
  • 0
mon avis 16 декабря 2014 07:14
Господа комментаторы,90% из нас ходили в школьных формах,60% в стандартных армейских и еще несколько % в формах секретарей.официанток,слесарей и т. д.И .судя по комментариям,никого эта форма не подавила.У всех развита индивидуальность,образованность,интеллект,активная жизненная позиция.И вот сидим мы тут на равных,бывшие совковые школьники(военные,медики,учителя,строители)и общаемся как равные,потому что не смотря на может порой и неуместную строгость нравов(кстате,длину моей формы классная руководитель меряла линейкой и сегодня я на нее не в обиде),нас учили,что главное-будь человеком,думай о последствиях и трудись.То есть,опять же стандарт.А чем он плох???А вот школа наша из "совка"вышла.Мы могли сдать экзамен в любой вуз на "3"без репетиторов.А наши внуки нет.Раньше за 4 ошибки в диктанте мы получали "2",а сейчас-за 10 ошибок.Мне жаль.Дети глупее не стали.Они по-прежнему смышленые.Это мы,взрослые,дали маху,а они расплатятся.
  • 0
Андрей Ч. 16 декабря 2014 12:50
Цитата: Gagarin
Для тех кто считает что мы равны

Да, изначально мы все равны, и Божественная сила дала возможность нам сделать одинаковый старт, но она не досмотрела, что некоторые "слуги народа", уже, переступили эту черту старта, и стали немного равнее.
Обратного хода Нет.
  • 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.