Виктор ЧУМАК, журналист
Мне кажется, ностальгия, тоска по прошлому, заложена в самой природе человека.
Простой пример. Еще несколько месяцев назад я мог выехать на велосипеде вверх по крутой дороге, а теперь хватает сил только на то, чтобы катить его, толкая руль руками. Иду и вспоминаю: эх, были времена, когда у меня было крепкое здоровье, я мог, прыгая на одной ноге, подняться на пятый этаж, каждый день по нескольку часов проводить на теннисном корте, бегал, плавал, играл в волейбол…Ушло все это, ушло безвозвратно. Как и многое другое. Не зря ведь говорят, что всему хорошему приходит конец, остаются одни воспоминания.
Только вот относиться к прошлому надо реалистически, не строить иллюзий. Да, с молодостью связаны самые приятные воспоминания, но надо мириться с тем, что нельзя быть «вечно молодым», как пелось в советской песне, что впереди нас ждет зрелый, пожилой возраст и глубокая старость. Но человек со временем набирается знаний, становится мудрее. Он уже не верит в то, что «Ленин и теперь живее всех живых», что коммунизм можно построить если не в отдельно взятой стране, то хотя бы в городе, что всем нам не хватает Сталина. Развеивается миф и о дружбе народов. Мы стоим на пороге новых вызовов времени.
Тем не менее доверчивое старшее поколение (особенно перед выборами) клюет на ностальгические мотивы политиков и политтехнологов, которые спекулируют на социальных благах, на запасе прочности, который раньше был у государства больший, чем сейчас. И это сказывается на мировоззрении людей.
Недавно во время одного застолья возник спор. Мой приятель после первой рюмки начал вспоминать, что, вот, когда-то была стабильность, пусть и не очень приятная и не всем нравившаяся, но все-таки была. Стабильный курс валюты, планирование жизни, покупок, кредитов. У всех была работа, пусть хоть и с небольшим, но постоянным доходом. Тогда можно было строить планы на будущее. А сейчас--нет. Мы живем в политическом дурдоме, военном психозе и не знаем, что с нами будем завтра.
Моего приятеля тут же прервал его сын 45-летний Андрей, Он тоже выпил рюмку и стал возражать отцу:
--Папа, ты меня удивляешь своей непоследовательностью. Раньше тебя не устраивали низкий уровень жизни, произвол чиновников и милиции, поборы во всех государственных органах, бюрократическая волокита при оформлении документов, коррупция по всей вертикали власти, невыплата «Юлиной и Витиной тысяч», вывоз Януковичем и его семьей миллиардов долларов и золотовалютных запасов за границу…
Может, ты сочувствуешь этим и другим государственным преступникам?
--Нет, сынок, я не об этом. Ты же знаешь, что я за Януковича не голосовал. Я мыслю так: от нашей страны, ранее стабильной и уверенной в себе, сегодня практически ничего не осталось. Идет кровавая бойня на Донбассе. На кладбищах становится все больше могильных крестов погибших. Десятки тысяч искалеченных. Миллионы жителей лишились крова и работы. Гривна рухнула, и резко взлетели цены на продукты и коммунальные услуги. Люди обозлены и дезориентированы… По мне, так лучше бы Янукович оставался президентом, лишь бы не было войны. Как-то перебивались бы с хлеба на воду… Ответь мне, зачем развязали войну?
--А кто ее развязал?!!—встрепенулся сын.-- Давай вернемся в прошлую зиму. Напоминаю: в стране шла мирная акция «Восстань, Украина!», лидерами которой были Яценюк, Кличко и Тягнибок. Они прошли под своими знаменами путь от райцентров до областных городов. К ним по ходу движения присоединялись тысячи людей, которые поддерживали курс на евроинтеграцию и которым был ненавистен режим банды Януковича. Хочу подчеркнуть: никто этих людей не толкал в спину и не подкупал, они выходили на улицы добровольно, несмотря на довольно активное противодействие сотрудников правоохранительных органов.
И тут правительство совершает резкий поворот в своей политике: принимает решение отложить подписание соглашения об ассоциации. Здрасьте, приехали! Страна в шоке. Раньше говорили о верности курсу на евроинтеграцию, а теперь поворачиваем оглобли в обратную сторону. Никто из высших должностных лиц не объяснил с цифрами и фактами, почему Украина не станет подписывать это соглашение. Мне запомнилась лишь одна фраза, прозвучавшая на заседании Кабмина: мол, подписание соглашения вызовет тяжелые последствия для Украины. И еще то, что против сближения с Европой проголосовали все члены правительства единогласно.
Вполне логично, что оппозиция немедленно воспользовалась создавшейся ситуацией, так как лучшего повода для мобилизации своих сторонников не было. Появились бочки с горящими дровами. Возле них грелись студенты, закутанные в украинские флаги. Люди постарше сформировали «Самооборону» и «Правый сектор». А дальше—внимание!-- «Беркут» стал разгонять с помощью дубинок активистов, в том числе и студентов, мирно отстаивающих европейский выбор Украины.
С этого момента все понеслось. Киевляне возмутились кадрами, на которых было видно, как «беркутовцы» избивают лежащих молодых людей, вышли на улицу и поддержали майдан. Скажи мне, если бы меня, твоего сына, лупили по башке дубинкой, ты бы стерпел, отсиживался дома? То-то же. И в Киеве сотни тысяч людей заполонили центральную площадь страны. Произошли первые захваты административных зданий. Правоохранители первые открыли огонь на поражение, а в ответ полетели горящие поленья, арматура, булыжники.
Местные жители поддержали участников протеста: приносили горячие напитки, бутерброды, дрова, теплые вещи, палатки, обувь. Выручали столовая в захваченном Доме профсоюзов и ночлежка в здании киевской мэрии.
Так что вопрос о том, кто действительно вверг страну в катастрофу, отпадает.
--Ты складно говоришь,--отвечал отец,-- но в моей голове не все укладывается. На Донбассе не прекращается бомбежка, люди хоронят родных и близких, теряют жилье, прячутся в холодных подвалах, не получают пенсии и зарплаты, а бойцы, особенно бандеровцы, уверенно говорят на камеру, что победа будет за нами. Абсурд! Разве можно победить ядерную Россию?
--Не горячись, папа. Бандеровцы, как ты говоришь,--самая патриотическая часть населения. Вот мы сейчас сидим, выпиваем, а ты вспомни, какой первый тост произнес: «С приездом, сынок!» А у них первый тост—«Слава Укра1н1!» Чувствуешь разницу? Чувствуешь, каким патриотизмом наполнены их слова? У них боевой дух, потому что они защищают родную землю, в отличие от тех наемных бандитов, которых посылает к нам Путин, или наших сепаратистов, которые предают Украину и ждут помощи от России.
--Дай-то Бог! Но мне кажется, что бандеровцы все-таки запачкали свою репутацию во время Второй мировой войны. Вспомни хотя бы дивизию СС «Галичина».
--Да, был период, когда интересы Германии совпадали с интересами освободительной борьбы ОУН-УПА против России. Но не надо забывать, что и часть русских (более двух миллионов человек) служили Гитлеру так же рьяно, как и Сталину. Ведь, кроме армии Власова, существовало немало русских формирований, которые сотрудничали с немцами, а еще были целые автономные территории, где немцы под своим флагом позволили россиянам самоуправление. Из всех народов бывшего СССР русские дали Гитлеру больше всего союзников и коллаборационистов.
--Это ты в своем Интернете вычитал?
--Нет, в журнале «Вопросы истории» за 2004 г. Хотя на эту тему есть много материалов и в Интернете.
--Вопрос на засыпку: а что мы выиграли в результате революции на Евромайдане?
--Во-первых, как это не парадоксально звучит, мы должны поблагодарить Путина за то, что помог понять, что мы все украинцы. Ты помнишь, как Львов и другие города спасали русскоязычных беженцев из Крыма и Славянска от российских «освободителей»? Или как становились в очередь в военкомат русские, чтобы добровольно защитить свою родину от России? А на фоне заявлений Владимира Владимировича, что "Украина - это территория, а не государство", начался еще больший всплеск украинского патриотизма. Т.е. мы доказали, что мы единая нация. Общество осознало, что происходит нечто совершенно уникальное в украинской истории, и оно не упустило этот шанс—свергло не только бандитский режим Януковича, но и изменило идеологию, внутреннюю и внешнюю политику государства. Это то, что не сумели сделать за годы независимости предыдущие президенты.
--Хорошо, не спорю, на Евромайдане была революция достоинства. А как можно назвать революцию на востоке?
--Ее кто-то назвал революцией бедности, и я с этим согласен--прежняя и нынешняя власти загнали людей в состояние выживания. Тем не менее есть надежда, что она превратится в революцию эффективности. Если мы потеряем достоинство и свободу, никто и ничто нам ее не компенсирует. Свобода или рабская зависимость – вот перед чем мы сейчас стоим…
Х Х Х
В тот вечер была выпита не одна рюмка водки, и спор, видимо, продолжался долго. Я ушел домой раньше и не знаю, чем он закончился. Утром мне позвонил приятель и спросил, каково мое мнение по поводу вчерашних дебатов. Я сказал, что мне пока рано и трудно всерьез давать оценку произошедшему на Евромайдане, поскольку история еще не закончилась--смены президента, властной элиты или внешней политики еще недостаточно, нужно, чтобы впоследствии произошел коренной перелом в жизни общества, чтобы наступил мир и заработала экономика, чтобы евроинтеграция продвигалась более успешно и чтобы Украина обязательно вернула обратно Крым мирным путем.
В ответ на мою реплику приятель вздохнул и сказал:
--Ну и задал же нам работы этот Янукович! Лучше было бы его не трогать…
…Обращаюсь к читателям: как вы считаете, кто из них прав—отец или сын?
51 комментарий