В стране нездоровая ситуация: власть не говорит с народом. Граждане не получают от избранной ими власти никаких сигналов — что делать дальше. Президент и премьер-министр не артикулируют четкую, понятную программу действий власти не только на долгосрочную перспективу («проводим-реформы-вступаем в ЕС в кто-его-знает-каком-году» — не в счет), но и на ближнюю — на недели и месяцы вперед.
Результат — рост недоверия к власти. Которая научилась объяснять разве что свои поражения, да и то выдавая их за свои достижения.
Главный результат молчания власти — среди населения растет апатия, неверие в искренность власти, в ее адекватность и дееспособность — и это в условиях войны России против Украины, накануне готовящегося Путиным большого вторжения в Украину.
Мы готовимся к отражению вторжения? Мы готовимся к партизанской войне на своей земле? Мы готовы уничтожить производство, чтобы оно не крепило мощь агрессора? Мы готовы сами уничтожить всю хозяйственную инфраструктуру, чтобы врагу на оккупированных териториях досталась выжженная земля? Мы готовы ко всеобщей мобилизации? И если да, то при каких условиях она должна произойти?..
Сотни вопросов, связанных с войной, горячо обсуждают миллионы сограждан в семейном кругу. Но почти никто не знает, что лично ему делать, если наступит «час Х». А зная неповоротливость государственной машины, можно быть уверенным: когда этот самый «час Х» придет, быстрой, адекватной, эффективной реакции со стороны государства, увы, не будет. Война застанет нас врасплох — ни четких планов, ни ясных представлений, что делать гражданам, патриотам в первые часы, минуты и дни — нет.
Власть не считает нужным готовить свой народ к войне, которая, увы, почти неизбежна.
На фоне молчания власти, которая лишь рефлекторно реагирует на очередную выходку Кремля и террористов «ДНР» и «ЛНР», видится дикими продолжение торговых отношений с РФ, имитация введения санкций против России и ее высших должностных лиц (покажите списки?), воровство бюджетных средств, продвижение во власть «сынков» и «кумовьев», дележ портфелей и якшание власти с подонками, голосовавших за расправу с Майданом и поддержавших сепаратизм на Донбассе.
«Простые люди» все это видят. «Это» — необъяснимо с позиций здравого смысла и гражданских позиций. Это вызывает резкое отвращение к власти у граждан, ведь даже самый «простой человек» понимает, что когда война — «кумовьев» быть не может, красть — смертельно опасно, лгать своему народу — преступно, замалчивать проблемы — глупо. А готовиться к войне — надо. Иначе перечень потерь и список жертв увеличатся кратно.
Но разве мы готовимся к войне? Разве высшие чиновники государства готовятся к войне? Они даже не снисходят до прямого общения с согражданами на эту страшную тему — «война». «Мирный план Порошенко», подписанный в Минске, по-сути, тайно, оказался такой же пустышкой, как и все то, о чем украинская власть договаривалась с Путиным, начиная с осени 2010 года.
...«Зеленый корридор» для вывода войск из-под Иловайска оказался расстрелом прямой наводкой. «Чекисты» Путина выкрадывают граждан Украины на нашей территории. Офицеры русской армии сбивают гражданский самолет и после лгут, что это не они...
Сегодня в России договариваться не с кем. И это очевидно для всех, кто Украину считает своей Родиной. И раз так — то нужно готовиться к войне, готовить к войне свое население, свой народ. Что б избежать еще больших жертв.
Нужны прямые обращения к своему народу первых лиц государства по каждому важному поводу. Нужно разъяснение позиции власти по всем существенным вопросам, затрагивающих судьбы десятков, сотен тысяч, миллионов человек.
Нужны не общие слова, не лозунги, не глупости «а-ля Луценко» — нужен прямой рассказ власти о том, что сделано для укрепления страны и государства, и том, что сделать только предстоит. И — к чему готовиться.
Вот два примера из личной практики автора.
Знакомый бизнесмен-армянин хочет знать, как ему поступить: отправлять или не отправлять семью на родину, в Армению, закрыть свой небольшой семейный бизнес и идти защищать Украину, или нет? «Если готовимся к войне — я быстро все улаживаю с родными и бизнесом, и сам готов идти воевать. Но Порошенко о войне молчит, может, они договорились с Путиным, поделили туда-сюда Донбасс и Крым, и войны не будет — так зачем я буду бизнес закрывать и семью прятать?..»
А вот знакомые аграрии на Полтавщине недоумевают: «Мы знаем, когда Путин наступать будет — когда Украина урожай соберет. Иначе чего ему ждать? Сейчас кукурузку домолотим, и оно прилезет на готовое... Урожай — огромный, элеваторы полны, но никто не думает, как урожай от врага уберечь. Вывозить его на Запад страны надо, а не держать возле границ...»
И кто ответит патриоту-армянину, кто разъяснит патриотам-аграриям? И таких вопросов — у каждого свои... Но все они порождены расплывчатой позицией власти. Власти, которая в балансировании между собственным бизнес-интересом, миром и войной, похоже, вообще утратила «чувство страны».
Граждане должны ежедневно слышать и видеть первых лиц государства, которые перед лицом огромной опасности, грозящей народу Украины, разъясняли бы те или иные важные шаги власти. И тогда не будет ошибочного толкования этих шагов согражданами, «информационный терроризм» российской стороны будет лишен почвы, а население обретет спокойствие.
Это настолько очевидно, что поражаешься тому, почему до сих пор это не сделано.
Известно, что власть войну только объявляет — побеждает (или проигрывает) войну народ. Так почему власть не разговаривает со своим народом накануне больших потрясений человеческим языком, едва ли не копируя поведенческий стереотип власти российской?
Власть находит общий язык с ворами из команды Л. Черновецкого, с главарем донецкой банды «Люкс», с подлецами из вчерашней «Партии регионов» — одних тащит «прицепом» в депутаты, другим способствует в бизнесе — но не хочет разговаривать со своим народом. И это при том, что грубейшие ошибки власти, ряд из которых — на грани предательства национальных интересов, нуждаются и в публичном признании, и в объяснениях.
Если так дело пойдет и дальше, то единственным собеседником многих в нынешней власти станет Владимир Путин. Народ найдет себе собеседников содержательнее и достойнее.
—
Константин Иванченко, «Аргумент»
25 комментариев