"КП" побывала в потенциальной "горячей точке" Украины, где назревает масштабный социальный взрыв - из-за проблем на местном предприятии-гиганте, связанных с запредельно высокой ценой электроэнергии.
Последняя надежда - на президента
Словно ожившие образы советских плакатов: лица нахмурены, в глазах тревога - еще две сотни металлургов Никопольского ферросплавного отправлены в вынужденный простой. Но генеральный директор завода идет в самую гущу спонтанного собрания. Владимир Куцин не прячет глаза от своих ребят - все знают, что не его вина в проблемах завода.
- Не хотелось бы идти в Киев и стучать там касками под кабинетами чиновников… - переговариваются между собой рабочие. Но на диктофон - "официально" - пока обращаются к властям только с просьбой.
- Правительство, видимо, не слышит нашего крика о помощи, потому мы обращаемся к президенту, - говорит электродчик Олег Касьянов (на НЗФ с 1992 года). - Уважаемый Виктор Федорович, нам не нужно льгот - дайте лишь реальную цену на электроэнергию. И просит вас об этом не только весь завод (а нас здесь 6700 человек), но и весь город - ведь наше предприятие градообразующее. Помогите нам, пожалуйста!
- В последнее время мы в цеху работали неполный месяц, по очереди, а наша зарплата падала, - с горечью говорит старший горновой Владимир Бохан (на НЗФ с 1985 года). - Сегодня выключили еще две печи. А завтра, если завод полностью остановится, мы окажемся на улице, на пособии по безработице. И нигде в Никополе за забором родного завода работы металлургу не найти.
НЗФ подпадает под снижение тарифов, но…
В последние годы все три ферросплавных завода Украины терпели убытки из-за непомерных цен за электроэнергию - в 2012-м она составляла 93 доллара за мегаватт-час. Потому себестоимость и цена отечественных ферросплавов стали выше, чем у иностранных конкурентов (у них же энерготарифы намного ниже, чем в Украине). К тому же в последнее время и в мире, и в нашей стране выплавляют меньше стали, то есть на ферросплавы еще и упал спрос.
- В результате 1 декабря 2012-го наши коллеги в Запорожье и Стаханове полностью остановили свою работу, а мы оказались на грани закрытия, - рассказывает "КП" Владимир Куцин. - Но в феврале 2013-го правительство и электрометаллургические предприятия подписали Меморандум взаимопонимания. В этом документе для ЗЗФ и СЗФ был предусмотрен экономически обоснованный тариф - около 65 долларов за мегаватт-час (по такой цене, кстати, украинская электроэнергия идет на экспорт). И с марта этого года они вновь заработали. А нашему заводу, чтобы попасть под действие Меморандума и снижение тарифа, не хватило всего процента расходов на электроэнергию в структуре себестоимости продукции!
(Согласно Меморандуму, снижение энерготарифа было введено для тех предприятий, доля электроэнергии в себестоимости продукции которых превышала 30 процентов, у НЗФ эта цифра в феврале 2013-го была 29 процентов. - Прим. ред.)
- Сегодня этот показатель у нас уже 34 процента, но правительство почему-то не замечает этого, - сетует Владимир Семенович. - Более того, энерготариф для нас в этом году вырос еще на семь процентов - до 99 долларов! А мы и без того держались из последних сил: с 2012 года наши ежемесячные убытки - по 100 миллионов гривен. НЗФ уже погасил 9 из 16 печей, в вынужденном простое 2200 человек…
По словам Владимира Куцина, если за месяц-два завод не выйдет из такого "пике" (то есть если для НЗФ не снизят энерготариф - как ЗЗФ и СЗФ), предприятию придется полностью остановиться.
Что потеряет Украина от остановки НЗФ
Напоследок - памятка чиновникам и энергетикам, от которых зависит судьба Никопольского ферросплавного. Если НЗФ все-таки закроется:
• бюджеты всех уровней недосчитаются 245 млн грн. в год,
• потеря валютных поступлений составит $54 млн в месяц,
• оставшиеся без работы более 6700 человек создадут нагрузку на Фонд занятости около 192 млн грн. в год.
Проиграют и энергетики, а за ними - угольщики. Ведь если у тепловых станций станет меньше на такого покупателя, как НЗФ (а это минус 3,8 млрд кВт/час в год!), они откажутся от прежних объемов угля. А склады украинских шахт и без того сейчас уже забиты нереализованной продукцией под завязку! Не смогут заработать, как прежде, и отечественные железнодорожники…
Так, может, не стоит откладывать решение по данному вопросу до тех пор, когда под кабинетами некоторых чиновников загремят каски?
Автор: Павел ДИНЕЦ. — 03.06.2013
Источник: Комсомольская Правда
10 комментариев